елена прокопова
Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Значение готовности детей к обучению в школе
В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Публикация «Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.
В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л. С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства, потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Наряду с игрой в развитии детей седьмого года жизни, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению, значительную роль играют продуктивный вид деятельности - рисование. Л. А. Венгера дают также основания считать, что рисование является тем видом деятельности дошкольников.
Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз-можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности психологической направленности на учение, осуществление правильной деятельности и умение заниматься, а так же специальную (предметную) подготовку. Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способы действия - важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществляться изобразительная деятельность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных, эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения. Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля.
Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля, а затем обращают их внимание на необходимость контролировать изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно-эмоциальной форме и поэтому не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности. Применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, и повышению качества изображения, в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворенности, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе.
Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе.
Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.
Все качества, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности при условии правильной ее организации и руководства ею со стороны педагога.
2. Специальная подготовка детей к школе в области рисования
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности : умение слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.
Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.
Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства : программа школы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнооб-разные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.
3. Роль рисования в овладении письмом
Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, с боку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед детьми стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.
В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование, криволинейных форм.
Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно -двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
4. Развитие графических навыков письма дошкольников
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки.
Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.
Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения.
Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий дошкольник может произвести, движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т. к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, где овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С. Л. Рубинштейн, является:
1. скорость (быстрота прохождения траектории);
2. сила;
3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
4. ритм (временной, пространственный, силовой);
5. координированность;
6. точность и меткость;
7. размах;
8. пластичность и ловкость.
В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.