МААМ-картинки

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования (3 фото)

Марина Шеметова
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС

№ 14 г. Байкальска,

Шеметовой Марины Владимировны

Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Почему меня заинтересовала проблема развития чувства ритма у дошкольников? Ритм – греческое слово «rhytmus» означает «мерное течение». Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов, временная организация музыкальных звуков.

Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования» размещена в разделах

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без развитого чувства ритма ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Основные задачи по развитию чувства ритма :

• Формировать представление о том, что в природе все подчинено ритму;

• Переводить представления о ритме в жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные;

• Учить узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуки, различные по ритму;

• Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах

• Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.

• Создать условия, предоставляющие возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой, спонтанные творческие проявления.

Задачи развития восприятия музыкального ритма усложняются в соответствии с возрастными возможностями и обученностью детей:

На первом этапе - дети воспроизводят ритмическую пульсацию;

На втором этапе – отмечают в мелодиях сильную долю;

На третьем этапе – отмечают в движениях простейший ритмический рисунок;

На четвертом этапе – воспроизводят более сложный ритмический рисунок, вплоть до синкопы;

Пятый этап – полиритмия.

Начинаю с использования системы разнообразных игр и упражнений.

В младшей группе «играем» с именами, картинками, игрушками, ладошками и т. д. Дети прохлопывают, протопывают ритм своего имени, название игрушки, картинки, предмета, учатся исполнять простейший ритм на музыкальных инструментах. Учатся выделять сильную долю.

Далее включаю в занятия графическое отображение ритма различными символами. Начинаю с экспериментирования с пуговицами разного размера, нитями разной длины. Вместо счета использую ритмо-слоги (даем ноткам имена «та»-длинный звук, «ти» - короткий). Затем учимся выкладывать из предметов простейшие ритмические рисунки, воспроизводим их с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепы, притопы, щелчки) и на музыкальных инструментах. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

В средней группе приближаю детей к понятию «нота». Для обозначения длительности звука используем кружочки, полоски разного размера, цвета. Выкладываем из них ритмический рисунок знакомых попевок, воспроизводим ритм в звучащих жестах, в движениях, на музыкальных инструментах. Стараюсь, чтобы задания носили непринужденный игровой характер, без замечаний детям и только с положительной оценкой.

Интересны детям и игры с палочками, звучащие стихи.

Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха : ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Дети учатся передавать метроритм инструментальных пьес подгруппами, соло, поочередно. К концу года дети могут различать по ритму, ритмическим карточкам знакомые попевки, воспроизводят ритм с помощью звуков, движений.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с изображением длительности звуков в нотной записи, с паузами. Дети учатся воспроизводить ритм по цепочке, самостоятельно выкладывать ритмический рисунок, воспроизводить ритм, изменяя темп, тембр, динамику (ритмизованные тексты, игра «музыкальный квадрат»). Использую в работе графические карты.

Провожу с детьми следующие муз. игры:

- «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.

- «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.

- «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

- «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

- «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.

- «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет»)

Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, - самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Музицирование доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.

- «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

- «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).

- «Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух.

- «Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.

- «Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.

- «Определи по ритму». Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением.

Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника.

Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Свою работу по развитию чувства ритма у дошкольников я проводила во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Использовала такие формы взаимодействия:

- Консультации: «Оснащение музыкального центра группы», «Ритмические минутки в режиме дня», «Игры на развитие чувства ритма», «Моделирование на музыкальных занятиях»,

- Вовлечение родителей в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды групп (творческий конкурс по созданию музыкальных инструментов-самоделок – февраль 2019г.)

Используемые игры и упражнения доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, побуждают детей к творчеству.

В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.

Пусть мой девиз станет вашим: «Вести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой».

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Фото №1 Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования Методическая разработка Фото №2 Работа музыкального руководителя музыкального руководителя МБОУ НШДС г

Публикации по теме:

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.

Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритмаКонспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» .

Мини-проект с использованием ИКТ, элементарного музицирования, игровой технологии (игры со звуками) «Музыка воды» МБДОУ №86 "Незабудка" г. Симферополь, Республика Крым Музыкальный руководитель Добровинская Валерия Валериевна «Музыка воды» Мини - проект.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 15:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД