МААМ-картинки

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» (10 фото)

Марина Умнова
Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»

1. Дыхание.

2. Бодрствование и сон.

3. Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

2. Смена времён года.

Публикация «Конспект занятия „Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений“» размещена в разделах

3. Смена времени суток.

4. Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в коррекционно-развивающей работе с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, являются логоритмика и ритмика. Занятия ритмикой являются эффективной техникой в работе с детьми с особыми возможностями.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Фото «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»

Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики, что особо важно для детей с ОВЗ.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо выделить три элемента ритмики : доступность, эмоциональность, эффективность. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Занятия ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.

Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой).

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Направления:

1. Дать детям представление о метроритмической организации музыки. 2. Добиваться умения отмечать ритмический пульс в музыке различного темпа и характера.

3. Побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями.

4. Создавать условия, ситуации для творческих проявлений детей. 5. Придумывать «спонтанные» звуковые импровизации в игре на муз инструментах.

6. Дать детям представление о концертном качестве исполнения.

7. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.

8. Музыкальная импровизация, игры звуками, устные композиции.

9. Моделирование ритмических и звуковысотных отношений, динамики, темпа, формы.

Процесс музыкального развития дошкольников на занятиях ритмикой будет проходить успешнее, если в обучении следовать педагогическим идеям Эмиля Жака –Далькроза, основоположника ритма :

развивать музыкальные способности детей (чувство метроритма, музыкальный слух, память, чувство темпа, формы) комплексно;

• помимо музыкальных развивать также общие способности учащихся (память, внимание, волю, мышление, фантазию, воображение, ориентацию в пространстве и др.);

• в обучении учитывать возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей;

• учебный процесс строить поэтапно, с постепенным усложнением и введением нового материала;

• соблюдать в обучении принцип систематичности (то есть формы работы должны быть постоянными на каждом уроке);

• использовать игровой метод как ведущий;

• формировать у детей умение передавать в движениях все средства выразительности музыкальной ткани;

• большое внимание уделять развитию творческих способностей, придавая основной части упражнений характер импровизационности.

Элементарное музицирование с инструментами по системе Карла Орфа – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности.

Ведущими принципами орфовской педагогики являются:

1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.

2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.

3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.

4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.

Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.

Конспект занятия - фото

Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Фото №1 Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов

Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Фото №2 Ещё будучи в утробе малыш слышит сердцебиение матери поэтому успокаивается когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.

Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т. д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи (фонемами, фонематическими слогами) – артикуляционная игра и игра голосом. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Музыкально- педагогическая концепция Карла Орфа – это соединение в единое целое слово, движение и речь.

Фото №3 Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма

Логопедическая ритмика - одно из звеньев в работе с детьми с ОВЗ. Это одно из средств не только оздоровления речи, но и профилактика ее нарушений. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Регулярное использование элементов логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логопедическая ритмика включает в себя :

• ходьбу в разных направлениях;

• регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения,пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

Фото №4 Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Игровые упражнения на развитие чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают терапевтическим эффектом. Они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей с ОВЗ. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый со счетом.

Занятия, направленные на развитие чувства ритма с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.

Фото №5 Бодрствование и сон Фото №6 Желудочно кишечный тракт Фото №7 Ритмами пронизана вся природа

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы «От рождения до школы» Грицких Елена Александровна Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритми-ческих движений в контексте программы «От рождения.

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста «Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста» В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности.

Конспект занятия на развитие музыкально-ритмических движений для средней группы «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» (доминантное занятие на развитие муз. ритмических.

Консультация Значение музыкально-ритмических движений в развитии произвольного поведения детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детства значимо как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде.

Мастер-класс на тему «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Пугачева Саратовской области» Конспект для проведения мастер.

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца» Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе.

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических движений в музыкальной организованной детской деятельности» 2 Музыкальное воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста музыкальный руководитель осуществляет с помощью основных.

Развитие музыкально-ритмических движений с использованием перчаточных кукол для детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей согласовывать движения с музыкой и словами. 2. Развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику. 3. Создавать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 19:37
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД