Получи документы

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических движений в музыкальной организованной детской деятельности»

Наталья Плотникова
Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических движений в музыкальной организованной детской деятельности»

2 Музыкальное воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста музыкальный руководитель осуществляет с помощью основных видов музыкальной деятельности : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр, игре на музыкальных инструментах. Особое место занимают музыкально-ритмические движения.

Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкально-ритмических движений в музыкальной организованной детской деятельности“» размещена в разделах

3 Выдающийся музыкальный педагог А. Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Музыкально -ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления детей. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.

Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.

Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.

Музыкально-ритмические движения способствуют развитию музыкального слуха, ритма, речи, интеллекта, мышления, памяти. Танец приучает детей к нормам культурного общения.

Поэтому, одним из главных направлений работы музыкального руководителя является развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Как же вызвать у детей потребность в движении. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей дошкольного возраста, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам, которые они и получают в музыкальной организованной детской деятельности.

4 При обучении детей музыкально-ритмическим движениям я использую различные методы:

— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки муз. руководителем или с помощью аудио или видеозаписи, клипы, мультфильмы - сформировать общее представление о произведении и создается мотивация, детьми осваивается содержание, после чего проводится беседа по содержанию произведения.

— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений); Показ играет в работе над движением огромную роль. Показ необходим во всем процессе работы. Варианты показа: Иногда движение всей группе показывают 1-2 успевающих ребенка с последующим поощрением. Дети быстрее и легче схватывают и понимают движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. В некоторых случаях, особенно в начале работы, я выполняю упражнение вместе с детьми, чтобы вовлечь детей в движение и усилить их эмоционально-двигательный ответ на музыку. Для развития внимания и умения анализировать я использую «сравнительный показ» (правильный и неправильный показ). Очень эффективно использование наглядных пособий: иллюстраций, музыкально -дидактических игр, атрибутов; Зеркальность показа.

— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны. Например, я говорю «осанка» и «линии»- дети выравнивают линии и корректируют осанку; «круг», «2 круга». Наряду с этим я использую «наш» музыкальный сленг, язык, который выполняет функцию быстрой подсказки. Например, «ладушки», «тарелочки», «лодочка», «моталочка», «расческа», «цветок раскрывается-закрывается», «ковырялочка». (выйти показать)

— игровой (если задания преподносят детям в интересной игровой форме, и к этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – это ведущий мотив существования детей, поэтому я использую слова: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. п. В других случаях мы поддерживаем интерес у детей, постепенно внося в задание занимательные элементы, будим воображение, фантазию. Так, например, совсем новым и интересным кажется упражнение, в котором движения, исполнявшиеся прежде просто по кругу, вдруг превращаются в красивое коллективное действие, игру, по-новому раскрывающие эмоциональное содержание музыки. Напрмер, игра «Чей кружок быстрее соберется».

5 Виды музыкально-ритмических движений на музыкальных занятиях

Упражнения, танцевальные движения, танцы и пляски, хороводы, игры, танцевальное творчество, музицирование на музыкальных инструментах. О некоторых я расскажу подробнее.

6 Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения- многократные повторения, варьирование знакомого материала. Музыкально-ритмические упражнения включают целый комплекс. На слайде целый список, я расскажу о нескольких.

Виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях, построения, перестроения. Эти упражнения формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

(практика) (Физкульт-ура Чичков, торжественный марш)

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. (речевые игры, пальчиковая гимнастика, музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, музыкально – речевые игры и др). К этому списку относится и логоритмика. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы и т. д. практически рассмотрим примеры логоритмики.

(практика) (Похлопаем в ладошки Макшанцева, Головами покиваем Железнова, Едем на лошадке)

4. ^ Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая. Особое внимание с раннего возраста следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. (практика)

7 Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Игры бывают сюжетные и несюжетные. Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку. Перед детьми в такой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Для мотивации детей используются муз. инстр, игрушки. Например, «Чей кружок быстрее соберется» Бекина Музыка и движение. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, (играю). Затем я спрашиваю детей, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? То есть здесь мы стремимся научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкального произведения. Затем мы объясняем и показываем игру.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу. «Пошли дети в поле собирать цветы» (красный, белый, синий, желтый- платочки, солнышко и дождик

Танцевальные движения

В работе над танцем большое значение имеет подготовительная работа. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Зеркальный показ

(практика) Рассмотрим пример разучивания движений с дошкольниками шага с носка. Упражнение «Ледяное царство» Описание: «Мы попали с вами в царство, где все из стекла — стены, потолок, пол. В глубине зала, где мы находимся, — дверь, за которой спит заколдованная злой феей такая же маленькая девочка (мальчик, как и вы. Если мы сумеем пройти так, как я вам сейчас покажу, чтобы стеклянный пол не разбился, то двери откроются, и девочка проснется. Мы возьмем ее к себе, и она будет играться и веселиться вместе с нами». После рассказа педагог показывает и объясняет, как надо двигаться: «Встаньте прямо, плечи не поднимайте и не напрягайте, голову держите прямо, тогда ногам будет легче ступать. Ступать следует аккуратно, ногу ставить с носочка, чтобы не повредить пол». Каждый шаг на две четверти — всего 8 тактов. После усвоения — 16 тактов. Незаметно для детей одновременно с усвоением правильного движения шагом начинается формирование осанки и постановки головы. При изучении всех последующих движений, задач, этюдов педагог должен напоминать детям о том, как следует ходить — ставить ногу с носка, корпус и голову держать прямо, поскольку из этих элементов состоит основа будущей танцевальной культуры.

Танцы, пляски

Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре, в частности. Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, но за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога. Танец- это итог работы.

Танцевальное творчество

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескивают" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить движения, их последовательность, мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. От изображения животных, природы, мы переходим к имитации людей, их характеров.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям. Ребёнок не должен бояться ошибиться. Здесь мы ширко используем прием имитации, подражания. Имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды – «в воде», «в воздухе», и т. д. ;- большая птица, воробушек, самолет. (практика) Волшебный лес Киенко, У Лукоморья, Осень (листочки, В лесу родилась елочка. Игра Передай шляпу

8 Приемы

Имитация

Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком». Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф. А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать. Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!

Осанка. Ремарка

В процессе занятий важным является постановка спины или формирования правильной осанки. Осанкой принято называть способности человека держать свое тело в различных положениях. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. У ребенка с правильной осанки - легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанки затрудняется деятельность внутренних органов. Правильно подобранные упражнения в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяют, в какой-то степени исправить недостатки фигуры, помогут детям приобрести устойчивость. Привычка держать корпус подтянутым становится в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину, как в танце, так и в жизни.

Спинки завязали на бантики, ленты, веревочки

Упражнение «Строим домик»

Цель – Постановка корпуса

Рассказать детям, что мы сейчас будем строить домик волшебный. Почему

волшебный, потому, что мы его строим сверху – вниз:

-шея тянется вверх,- плечи вниз опускаем,- лопатки собрали и «завязали в узелочек» на красивую ленточку,- животик втянули,- «хвостик» спрятали,- колени ровные

(до исполнения упражнения можно поговорить с детьми как строится дом,

с чего начинают строить дом, на основе чего он стоит, поговорить о том,

как важно, чтоб кирпичи были не шаткие и не отходили друг от друга)

Подражание

Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. (практика) Петушок + игрушка (спинку держит ровно). Руки на поясе- 4 пальчика дружат,1 убежал. Самолет

Язык

Так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык». Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки складываю ладони перед собой гнездышком, ладони сомкнуты- ноги вместе, круг, два круга, приставной шаг, покачиваня корпуса влево-вправо, поворот. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.

Художественное слово

Безусловный необходимый прием

ПРУЖИНКА (танц. движение- приседания)

Что за странные пружинки Упираются в ботинки?

Ты коленочки сгибай, На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай, Нет пружинок – отдыхай! Руки не напряжены,

Ноги не напряжены И рассла-абле-ны.

Исполнение ритмического рисунка

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) использую следующие приемы: выложить ритм. рис. на фланелеграфе, прохлопать, протопать, проиграть на муз. инстр. этот ритмический рисунок, или готовый, пройти его шагами; прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя). (практика) кубики, фланелеграф, магниты, ритм паровоз Едет, едет паровоз. Игра на развитие ритмического слуха и внимания. Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками. Ножки и ладошки (през)

Атрибуты, муз. инструменты, игрушки

Помогают созданию образа и атрибуты в руках детей (ленточка, султанчики говорит о легкости, плавности музыки и движения, цветок, шарик сердечко – об их нежности, изяществе, флажки – о бодрости, активности). В плясках и играх трёх-, четырё хлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.

Схемы танца, разметка

Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую

Поощрение

Выставление ноги на каблук- какие красивые ножки

Публикации по теме:

Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста «Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста» В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности.

Конспект занятия на развитие музыкально-ритмических движений для средней группы «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» (доминантное занятие на развитие муз. ритмических.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Методы разучивания музыкально-ритмических движений посредством игры» Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Методы разучивания музыкально-ритмических движений посредством игры». Девиз: «Танцуй веселей.

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца» Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе.

Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений детей посредством здоровьесберегающих технологий» Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Содержание:.

Развитие музыкально-ритмических движений с использованием перчаточных кукол для детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей согласовывать движения с музыкой и словами. 2. Развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику. 3. Создавать у детей.

Развитие музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Цель: формирование средствами музыки и ритмических движенийразнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего.

Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений (4 года — 5 лет) У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети.

Советы родителям по развитию музыкально ритмических движений МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТИ 3-4 ЛЕТ Умеют двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (громко-тихо, весело-грустно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических движений в музыкальной организованной детской деятельности»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 21:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД