Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Лисицына Наталья
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б.

«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме с определенным ритмом функционируют сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых функций. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

Но некоторые люди жалуются на трудности восприятия ритма. Этой проблемой занимался профессор психологии Кэролайн Палмер. Он пришел к выводу, что возможно, ритмическая глухота является корнем и некоторых социальных и даже физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде, позволяя нам среди прочего танцевать, кататься на коньках с партнёром или подпевать и постукивать в такт любимой мелодии. Поэтому работать над чувством ритма мы начинаем с раннего дошкольного возраста.

Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок-сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений-одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.

Например: попевка

«Доброе утро»

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.

Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:

Например: «Серых зайчиков отряд».

В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.

«2 ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились (шагают соединяют пальцы над

головой)

Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой)

Если очень петушиться (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах)

«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала – кап (Палец правой руки на ладонь

левой)

И вторая прибежала – кап

Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели

Намочились лица (Вытирают лица)

Мы их вытирали

Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём. (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим. (Приседают)

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных песнях-упражнениях. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме:

Чтоб вы чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: «Лень стряхнуть»

Какое время года у нас на улице? (Ответ: Зима.) Правильно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».

Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».

Приехали и вдруг навстречу охотник. Песня с движениями: «Охотник».

Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

Песня с движениями: «Червяки».

Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».

Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? …. Песня с движениями: «Лягушата».

Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? (Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».

А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».

Ну,в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой. (песня «Автобус)

Помимо песенно-игровой деятельности развитию чувства ритма способствует игра на музыкальных инструментах. Для этого лучше использовать инструменты ударной группы: бубны, барабаны, ложки, треугольники. Например, дети играют в «Музыкальное эхо». Один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Также очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, они не боятся общения и увереннее чувствуют себя на выступлениях перед зрителями.

Публикации по теме:

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 16:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...
Проект «В гости к нам пришла весна» (подготовительная группа общеразвивающей...
Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А, музыкальный руководитель...