Папки-передвижки

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Корнева
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Картотека

музыкально-дидактических игр

на развитие чувства ритма

для детей старшего

дошкольного возраста

Составила: муз. руководитель Корнева Т. А.

«Определи по ритму»

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

«Веселые подружки»

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т. д.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весё лые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

«Барабанщики».

Цель: Развивать творческую активность детей, слуховую память, чувство ритма.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

«Какая бывает зима».

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д.», одновременно играя на колокольчике.

Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.

«Ритмический оркестр».

Ход игры: Педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы (по 4-6 человек, каждая их которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты (1-я – бубны, 2-я – ложки, 3-я – маракасы, 4-я – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер.

Все дети исполняют песню «Андрей-воробей». По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Педагог должен обратить внимание на то, чтобы пение детей было протяжным, спокойным. При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

«Имена и ритмы».

Цель: Развитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

«Не зевай»

Игровой материал: музыкально-шумовые инструменты

Ход игры:

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу муз. инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

«Покажи!»

Игровой материал: любой музыкальный инструмент.

Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

«Апплодисменты»

Цель игры: развитие чувства ритма

Ход игры: Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

«Гусеница»

Цель игры: развитие чувства ритма, ритмического слуха; развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их; закрепить представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

Оборудование: две гусеницы, на частях туловища большие и маленькие точки: большие – долгий звук, маленькие – короткий.

Ход игры: Приставлять к голове гусениц части туловища и вместе с детьми проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на инструменте получившийся ритмический рисунок.

«Веселый кубик»

Цель игры: Повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка

Ход игры: На столике лежат музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Всё играет и поет.

Кубик, скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет несложный ритмический рисунок, если он затрудняется назвать инструмент, педагог предлагает детям ему помочь. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

«Прогулка в парке.»

Цель игры: Развивать у детей чувство ритма.

Ход игры: Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Педагог рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.

«Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз — с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:

Вот качели на лугу,

Я качаться побегу,

Вверх — вниз,

Вверх — вниз.

(Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах).

Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:

-Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь!

(Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах).

Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап. кап. (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ. (Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит).

«Веселые молоточки»

Цель игры: Развитие чувства ритма; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: музыкальные молоточки по числу играющих трех видов с разными наполнителями: внутри одних молоточков - манная крупа, других – 1 фасолинка, третьих – несколько горошин. ( Молоточки изготовлены из бросового материала: мерных ложечек для детского питания, склеенных попарно)

Варианты игры:

1. «Повтори за мной» (повторить ритмический рисунок за воспитателем) .

2. «Курица и цыплята» (долгие и короткие звуки)

3. «Шагаем с молоточками» (умение согласовывать движения с музыкой)

4. «Найди друзей» (найти одинаково звучащие молоточки, разбившись на 3 группы) .

«Собери светофор»

Цель игры: Развивать координацию движений, чувство ритма, слуха, быстроту реакции;

Оборудование: Наборы кубиков: красного, желтого, зеленого цвета.

Музыкальное сопровождение : "Передача платочка" Т. Ломовой.

Ход игры: Дети сидят по кругу на полу. У каждого в руке кубик из набора.

На 1 часть музыки дети передают кубик сидящему справа (кладут его перед соседом на пол) на каждую музыкальную фразу. На 2 часть музыки дети встают, держа кубик двумя руками, бегают врассыпную по залу. С окончанием музыки дети должны собраться по 3 человека, у каждого кубик разного цвета. Необходимо поставить кубики на пол: зеленый, желтый, красный, чтобы получился светофор.

«Музыкальный цветок»

Цель игры: Развитие у детей музыкальной памяти, мотивации к запоминанию большого количества песен. Накопление песенного репертуара.

Ход игры:

Музыкальный наш цветок,

Яркий каждый лепесток.

Лепесток мы оторвем,

Вместе песенку споем.

В центре находится цветок, изготовленный из цветной бумаги. На обороте каждого лепестка имеется изображение, которое чем-либо схоже с названием детской песни. Дети отгадывают название песни, а затем все вместе её исполняют. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся лепестки на цветке.

«Веселый бубен»

Цель игры: развитие слухового внимания, развитие чувства ритма

Будем, будем мы играть

И поучимся стучать –

На весёлом, звонком бубне

Будем ритмы отбивать!

Передают бубен по кругу, напевая мелодию. Тот, у кого бубен остался в руках, выходит в центр круга и выстукивает на бубне свой придуманный ритм, затем говорит считалочку:

Кто запомнил, повтори

Может быть, сумеешь ты?

Отдает бубен одному из стоящих в кругу. Тот, кто правильно повторил заданный ритм, начинает передачу бубна по кругу первым. Игра повторяется.

«Прогулка»

Цель игры: развитие чувства ритма

Оборудование: металлофон и карточки, изображающие долгие и короткие звуки.

Ход игры: широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие – коротким.

- Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю.

Ребенок медленно стучит палочкой по металлофону и выкладывает широкие карточки.

- Пошел частый, сильный дождь.

Ребенок быстро стучит палочкой и выкладывает узкие карточки

«Определи по ритму»

Цель игры: развитие чувства ритма, обогащение музыкальных впечатлений

Оборудование: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; группа ударных музыкальных инструментов

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки.

«Определи инструмент»

Цель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие ритмичекого слуха

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте

«Ритмический кубик»

Цель игры: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.

Оборудование: кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.

Ход игры: Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям.

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т. д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.

«Передай ритм»

Цель игры: Развивать ритмическое восприятие музыки и музыкальную память

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Ведущий, последний в цепочке (педагог) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши.

«Какая бывает зима»

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает, какой зима бывает.

К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая», одновременно играя на колокольчике.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр, направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации Возраст.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для старшей группы Карточка №1. «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Игры на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка» Игровой.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр "Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2018 в 23:59
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД