Папки-передвижки

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Ольга Губарева
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Губарева Ольга Евгеньевна,

Музыкальный руководитель,

МБДОУ детский сад №10,

Город Кострома.

Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Овладение чувством ритма способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития.

Публикация «Консультация „К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ритмическая способность является одной из основных музыкальных способностей, наряду с ладовым чувством и способностями к слуховым представлениям.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму.

Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно. Эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Однако современные исследования и практическая деятельность педагогов музыкантов доказали обратное. Раннее начало-залог успеха.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга

-2-

человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх. В основе работы по развитию чувства ритма лежит восприятие-воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры надо вводить последовательно: от ритма

повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередований (в самой доступной его форме)

Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритме осуществляется в неразрывном единстве.

Для развития чувства ритма в музыкальное занятия, начиная с самого раннего возраста, включаются пальчиковые игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры с выкладыванием схем, моделей, рисование повторяющихся элементов.

Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении. Замечательным средством, в данном случае, являются малые формы русского фольклора, стихи детских поэтов.

Игры на основе стихотворного текста учат малышей координировать движения со словом. Что способствует, первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач:

развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал заранее не выучивается. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных

-3-

занятиях, но и на физкультурных, на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных игр, игр-драматизаций и т. д.

Примеры игр, способствующих развитию чувства ритма.

1.«Раз цветочек» пальчиковая игра

Раз цветочек, - поочередно показывают

ладони

Два цветочек с растопыренными пальцыми

Ежики, ежики… сжимают и расжимают ладони

Наточили, наточили скользящие движения ладонью

о ладонь

Ножички,ножички, скрещивают перед собой руки

на груди

Побежали, побежали бегают пальцами ладони по

ладони другой руки

Зайчики, зайчики! Показывают заячьи ушки над

головой

Ну-ка вместе, ну-ка дружно… «дирижируют» указательными

пальцами

2. Двигательное упражнение. Дети бегут на носочках друг за другом.

Ножки, ножки бежали

по дорожке.

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам. Ритмично прыгают с ноги на ногу

Прыг-скок. Прыг-скок, с продвижением вперед.

Прибежали на лужок,

Прибежали на лужок.

Сели дружно все в кружок.

Список литературы:

1. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» программа М. 1999.

2. Макшанцева Е. «Скворушка» (Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М. 1997.

3. Зимина А. Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей4-8лет» М. 2001

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания.

Консультация «Изобразительная деятельность в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного.

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма «В гостях у Зайки» для детей младшей группыКонспект музыкального занятия по развитию чувства ритма «В гостях у Зайки» для детей младшей группы «В гостях у Зайки» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма в младшей группе. Структура: тематическое Форма: групповое.

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Методическая разработка «Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет» У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста посредством шумовых инструментов по программе Т. Э. Тютюнниковой Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №26 «Родничок» «Развитие чувства ритма.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Консультация «Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста» В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 09:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД