Бредихина Екатерина
Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жак-Далькрозом. Он писал: «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма. не может быть воспринят ритм музыкальный». Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни.
Публикация «Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Борис Михайлович Теплов сделал вывод, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме.
Все слышали о том, что музыка способна лечить не только душу, но и тело. Интересно то, что музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека, это подтверждают исследования многих ученых.
Так, Пифагор ввел учение об «эвритмии», под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах, жестах, в рождении и смерти.
Выделяются 4 основных понятия.
Ритмический слух
Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д. Ритм, наконец, выступает как некая универсальная космическая категория: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» [Ж. -Далькроз]. То-есть, ритмических слух - это чисто моторный процесс: покачивание корпусом, отбивание сильных долей такта рукой или ногой, подпевание голосом, т. е. воспроизведение метрической или ритмической пульсации.
А вот Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, так же, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для примера возьмем стук метронома и музыкальное произведение. Если произведение играть точно под стук метронома, оно теряет свою эмоциональность, индивидуальность.
Итак, чувство ритма и чувство музыкального ритма - две разных способности. Развитие одно из них не гарантирует успеха в другой. Музыкальное чувство ритма поддается развитию только при комплексном подходе и опоре на все элементы музыкальной ткани. Но основу музыкального ритма все же составляет ритмический слух. Музыкально-ритмические упражнения, о которых я расскажу чуть позже, как раз направлены на развитие чувства ритма, а уже отталкиваясь от этого, можно легко перейти на развитие именно музыкального чувства ритма.
Восприятие музыкального ритма
Здесь мы снова обратимся к исследованию ученых. Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса - совпадения доминирующего у данного человека биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации. Каждое музыкальное произведение звучит на своей частоте. Оказывается, что человек с более слабой, незрелой нервной системой воспринимает более широкий спектр частот. А у нас – дети с незрелой нервной системой, то есть самая благодатная почва для развития эмоциональной отзывчивости, как на музыкальное произведение, так и на ситуацию, о которой оно рассказывает.
Вот мы и приходим к заключительному понятию
Переживание ритма.
Если восприятие ритма – это скорее двигательно-эмоциональный процесс. То переживание ритма несет более эмоциональную окраску. То есть это уже то состояние, когда не только двигается тело, а как мы говорим, «душа поёт». В школьном возрасте вы не увидите детей, качающих головой в такт или танцующих – дети сковывают свое тело, а вот душа, если она уже стала чуткой, то она будет отзываться по-прежнему. Ещё интересный факт из исследования ученых. Дети, имеющие небольшой музыкальный опыт, выбирают музыку, соответствующую своему темпераменту, а вот детям, имеющим богатый музыкальный опыт, может понравиться любое музыкальное произведение. Любовь к музыке разных жанров и стилевых направлений - это ступенька к формированию досуговой компетентности в школьном возрасте.
С какими же проблемами мы сталкиваемся в области музыкально-ритмических движений?
Ранний возраст – от 2 до 3 лет. Могут ли дети ритмично двигаться, петь? Нет. Однако, биологически их организм уже подстраивается под музыку, а пение или движения выступают в диссонанс. Такой ритмический дисонанс может не только негативно влиять на психику, но и даже провоцировать заболевания на клеточном уровне. Доказано, что каждая клеточка организма (ведь организм состоит в большинстве из воды) вибрирует в такт ритмам и даже меняет свой цвет!
Возьмем такую категорию детей, как дети с нарушением речи. К сожалению, в последние годы наблюдается неутешительная статистика – рост количества детей с проблемами речевого развития. В нашем детском саду 2 старшие и 2 подготовительные группы для детей с нарушением речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (связной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для гармоничного развития детей используются следующие виды музыкально-ритмической деятельности :
- игры;
- пляски и танцы;
- слушание музыки;
- логоритмические упражнения;
- игра на музыкальных инструментах;
- скороговорки;
- пение;
- упражнения на развитие чувства ритма;
Все эти виды деятельности развивают чувство ритма, следовательно, речь, память, внимание.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. В совместной деятельности широко использую различные музыкальные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации. Игра помогает реализовать задачи музыкального воспитания в интересной для дошкольника форме. В раннем возрасте преобладают простые игры: на ладовое чувство, на динамику, на развитие чувства ритма и голоса, физическую подвижность и ловкость, ориентирование в пространстве. Чем дети старше, тем больше использую сюжетно-ролевые игры. Дети старшего возраста в игре развивают коммуникативные качества, а также творческую самостоятельность, увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов, учатся оценивать свое творчество и творческие проявления сверстников.
Одним из видов активной музыкальной деятельности является танец и музыкально-ритмические движения. В раннем возрасте пляска и музыкально-ритмические движения являются преобладающим видом деятельности. Малышам достаточно трудно удерживать внимание, сосредоточиться на слушании или пении. Однако, если слушание подается вместе с музыкально- ритмическими движениями (побаюкаем мишку, покормим птичку) дети с удовольствием воспринимают музыку, подпевают. В раннем возрасте пляска и ритмические движения очень простые: бег, шаг, кружение, «пружинка», прыжки, движения с ленточками, бег с погремушкой и бубном. В старшем возрасте танец имеет развитый сюжет, более сложные движения. Одна из задач - обращать внимание на точное исполнение движений под музыку, начало движений именно на сильную долю.
Несомненно, одним из важных видов музыкально-ритмического движения является хоровод. В наше время хороводы становятся неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод. Хороводные игры добрые, задушевные, простые по сюжету, с многократным повторением строчек, что позволяет легко их запомнить и без труда повторять слова и движения под музыку. Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах, развлечениях и являются прекрасной формой для социализации ребенка. Ребенок начинает понимать, что без него самого цепочка разорвется. При исполнении песен в кругу дети поют, ориентируясь не на руководителя, а на других детей, учатся их слышать, координируют свое исполнение с исполнением других детей.
Такой вид деятельности, как слушание музыки, прослеживается в любом из видов музыкально-ритмической деятельности. Любое музыкальное произведение сначала прослушивается детьми, определяется характер, проводятся параллели с жизнью ребёнка, с его впечатлениями, поступками (Почему птичка прилетела к нам? На улице холодно. Как мы поможем птичке). Несомненно, с раннего возраста нужно детей учить слушать и понимать не только песни, но и инструментальную музыку. Слушание музыки - важный этап для воспитания у ребёнка эмоциональной отзывчивости. Переживая ситуацию, о которой рассказано в музыке, выстраивается личностное отношение к ситуации. Через понимание произведения искусства ребёнок идет к пониманию душевных переживаний человека и сопереживанию.
Логоритмика – в наше время неотъемлемая часть работы не только логопедов, но и музыкальных руководителей. Она включает в себя – мимические упражнения, которые способствуют развитию мимической мускулатуры; артикуляционную гимнастику, как часть работы над песней; и упражнения на развитие мелкой моторики. Так же для развития мелкой моторики важной частью ритмической работы является игра на детских музыкальных инструментах, в том числе и шумовых.
Музыкально-ритмическая деятельность прослеживается и в вокальной работе.
В подготовительной группе к этим навыкам добавляется пение без аккомпанемента и здесь одной из проблем является научить детей не только гармонически и мелодически удерживать мелодию в одной тональности, но и одновременно начинать пение, держать темп, выдерживать паузы. То - есть чувствовать пульсацию метра. В достижении этих целей большую помощь предоставляет русская народная песня.
1. Для русской народной песни, не отличающейся особенной сложностью и разнообразием мелодий, ритмических рисунков, характерна большая метрическая свобода, свободные смены размера и неквадратность структур — не только в медленных, протяжных, но иногда и в скорых песнях. В протяжных песнях при этом обычно не подчеркивается сильное время такта, но зато довольно ясно чувствуется роль «микрометра».
2. Народная песня очень богата эмоциями, дети видят яркую палитру костюмов, песен, плясок, слышат звучание русских народных инструментов.
Примеры упражнений на развитие чувства ритма.
Эти упражнения направлены на развитие согласованности действий, развитие слуха, памяти, воспитание сосредоточенности, на ориентирование в пространстве.
1. «Солнце, снег» (одна группа детей изображает поезд, который едет на юг и двигается восьмыми, вторая группа – на север, четвертями). Это упражнение подготавливает ребят к двухголосному пению. Еще одна попевка для развития двухголосия - «Я шагаю по тропинке» (Я шагаю по тропинке, на мне новые ботинки – восьмые; Ходит, бродит, всем мешает – четверти, «Разные ребята».
2. «Саша, Алеша, Сережа, Семен» (Саша – обычный мальчик, Алеша – маленький, Сережа – высокий, Семен – сердитый). Можно использовать двухдольные имена (Маша, Катя, Саша, Леша). Вместо слова удары, хлопки, притопы, потом вместо слов – пауза.
3. Работу над непрерывностью звучания можно продолжить в кругу. Сначала произносятся имена, потом хлопки, а потом усложняется тем, что хлопки должны звучать под музыку. То - есть ребёнок не только должен следить за очередностью, но и за ритмом, который задает музыка.
4. Еще упражнение на непрерывность звучания – вставать или садиться
по очереди.
5. Музыка устанавливает определенный темп, дальше дети ходят в этом же темпе.
Все эти упражнения можно выполнять с закрытыми глазами, то – есть, отключая один канал восприятия, мы открываем шире другой – аудиальный, а шагая, изображая что-то руками, телом, мы даем возможность воспринимать информацию кинестетическим каналом. В основном дети кинестетики, а это значит, что именно движение в ритме способствует более быстрому достижению результатов.
6. Следующее упражнение, как бы, не на развитие чувства ритма, а на динамику. Однако, замечено, что когда ребёнка просишь петь громко, он может убыстрять темп и наоборот. Музыкальный руководитель, близко держа ладони друг к другу, показывает динамику многократно произносимого имени. Ладони постепенно все дальше отодвигаются одна от другой, имя произносится громче, а вот следить нужно не только за изменением динамики, но и за темпом, идет развитие внутреннего пульса.
7. Один ребёнок стоит перед группой других детей, как перед зеркалом, его движения выполняются группой, далее усложняем – ребёнок хлопает или топает ритм, можно хлопать по любым частям тела.
8. Музыка останавливается после каждой фразы, в конце фразы дети
останавливаются. Можно использовать песню, которая имеет четкую форму. Далее усложняем, допустим первую фразу дети шагают, вторую идут на носочках. Можно поиграть в мышку и кошку.
9. Ребёнок ходит в своем темпе – дети стараются ходить в его темпе.
10. Дети стоят в комнате. Играется мелодия 1 такта, которая после
звучания изображается шагами (хлопками, затем следующий такт и
так далее.
11. Упражнения на смену темпа. Дети шагают или хлопают под
музыкальное произведение, постепенно звучание то убыстряется, то
замедляется.