Получи документы

Развитие чувства ритма у дошкольников

Татьяна Диомидова
Развитие чувства ритма у дошкольников

«Развитие чувства ритма у дошкольников ».

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой

причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающей в связи с этим трудности в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоит нарушение письменной речи.

Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах

Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного. Отсутствие взаимодействия между слуховыми двигательными анализаторами приводят детей к нарушению письменной речи.

Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между рукой и глазом, слухом и голосом. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. Как один из признаков предрасположенности к дисграфии А. Корнев выделяет затруднения в воспроизведении звуковых ритмов. Таким образом, развитие ритмической способности

должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических занятий.

Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повысит мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика. Поэтому занятия по формированию ритмических способностей необходимо начинать в детском саду, что будет являться работой по предупреждению нарушений письма в школе.

Развитие чувства ритма у детей с ОНР является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Основные преимущества использования упражнений на развитие чувства ритма :

- формируется фонематическое восприятие, как основа для формирования речи;

- формируется слоговая структура слов;

-при выполнении данных заданий воспитывается сенсомоторная основа психического развития ребёнка;

- игры на развитие чувства ритма активизируют потенциальные творческие способности детей;

- упражнения на развитие чувства ритма повышают мотивацию детей к занятиям;

- игровые упражнения на развитие чувства ритма в группе сверстников развивают коммуникативные навыки, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.

При использовании системы упражнений, направленных на развитие чувства ритма, повышается качество подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.

Для реализации поставленной задачи можно использовать совместные игры, мониторинговые процедуры, обучающие игры, логоритмические занятия.

Для оценки степени выраженности ритмических способностей можно использовать диагностику, предложенную Н. Микляевой в книге «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ». По результатам исследования детей подготовительной группы с ТНР видно, что ни у одного ребёнка подготовительной к школе группы нет яркого проявления ритмических способностей. У четверых из 10 детей сформирована средняя выраженность умения воспроизводить образец, повторяющихся ритмических движений. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу смогли воспроизвести только двое детей со значительной выраженностью данного признака, 7детей – со средней выраженностью, а один ребёнок не справился с заданием. При воспроизведении ритмов по графической модели у 7 детей из 10, как показывают исследования, отсутствуют проявления рассматриваемого признака. А уровень фонематического восприятия оказался сформирован только у 3-х детей подготовительной группы.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно.

Как известно, письмо обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного, двигательного. Отсутствие взаимодействия между ними приводят детей к нарушениям письменной речи. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности чувства ритма. У детей подготовительной к школе группы к концу учебного года было сформировано фонематическое восприятие, что является показателем готовности к обучению письменной речи и чтению. Все дети группы успешно усвоили слогоритмическую и звукослоговую структуру слова, у них сформировалось звукопроизношение.

Логоритмические занятия помогли сформировать пространственные представления у детей, оказали значительное влияние на формирование психических процессов, сенсомоторное развитие и развитие чувства ритма.

В течение всего учебного года осуществлялась тесная связь с родителями, так как родители являются основными заинтересованными лицами в успешном развитии своих детей. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере взаимопонимания и поддержки, обладают более высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе и речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, когда количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт. Одним из средств приобщения родителей к образовательному процессу стал «Родительский клуб», который обогатил сферу эмоционального общения родителей с детьми за счёт участия в совместной деятельности.

Игры на развитие чувства ритма («Хлопки под считалку», «Кто больше слов придумает», «Телеграф», «Считалочки-бормоталочки»,«Ритм по кругу», упражнение с применением ритмических музыкальных инструментов, «Громко-тихо», «Отшагай скороговорку» и др.) способствовали развитию коммуникативных навыков, гармонизировали психоэмоциональное состояние детей, что послужило хорошей основой для формирования дружного детского коллектива.

Опыт работы и данные диагностики показывают, что внедрение в практику системы игр и упражнений на развитие чувства ритма весьма эффективно при психолого-педагогическом сопровождении детей с недостаточностью речевого развития

Литература:

Г. В. Дедюхина «Работ над ритмом в логопедической практике».М. ,2006г.

Н. В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»М., 2006г.

А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»М., 2007 г.

А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей» Спб., 2004г.

М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» Спб., 2004г.

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., 2004 г.

Публикации по теме:

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма.

Методическая разработка «Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет» У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма на занятиях по ритмике «Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 11:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД