Наталья Кунц
Консультация «Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада
Кунц Наталья Викторовна,
воспитатель муниципального казённого
образовательного учреждения Октябрьской
средней общеобразовательной школы
дошкольных групп.
«… Воспитание речи есть
всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. Чуковский.
Публикация «Консультация „Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг, представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «… Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка.
Работая с детьми уже много лет, я пришла к выводу, что формирование речи детей происходит постепенно, начиная с рождения. Первое и главное это эмоциональное общение ребёнка со взрослыми, с первых дней его жизни. Вначале ребёнок слыша взрослого, интонацию его голоса – начинает гулить. Затем появляется пассивная речь, то есть ребёнок понимает речь, но говорить ещё не может. Позднее появится лепет, словосочетания, отдельные слова. Но как же научить ребёнка говорить последовательно, предложениями? Особенно трудно ребёнку даётся диалогическая речь, общение с помощью речи.
Зная о том, что ведущий деятельностью ребёнка – дошкольника является игра, я стараюсь применять игровые приёмы в работе над развитием речи. Начиная с первой младшей группы провожу с детьми игру «Телефон». Главную роль говорящего беру на себя. Например, исполняя роль мамы, самого близкого ребёнку человека, задаю наводящие вопросы собеседнику – ребёнку, вызывая его на разговор. Спрашиваю, как, доченька, дела? Что ты делаешь? С кем играла? Что кушала? и т. д. Собеседник вначале неактивно, но потом начинает с интересом отвечать на мои вопросы. Так получается диалог. Далее создаю условия в «игровом уголке», чтобы дети продолжали игру самостоятельно, общаясь между собой. Ненавязчиво направляю ход игры.
Считаю большим подспорьем в работе над развитием речи детей – театрализованную деятельность. Вначале показываю детям сказочные персонажи и обыгрываю сюжет. Это и плоскостной театр, и пальчиковый, куклы би-ба-бо и т. д. Даю детям кукол подержать, поговорить с ними. Малыши оживляются, им интересно. Затем организую игру – диалог, когда два персонажа разговаривают между собой. Провожу сценки – драматизации любимых сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д. Подражая, дети сами организуют игры - драматизации, наряжаясь в костюмы героев сказки. Ребёнок входит в роль, раскрепощается и свободно вступает в общение со сверстниками- он же артист.
Со старшими детьми ввожу трафаретный театр. Суть в том, что дети создают его самостоятельно. А потом с готовыми трафаретными героями инсценируют сказку, вступают в диалог друг с другом. Эта работа включает в себя два этапа
1. Этап – ручной труд.
2. Этап – речевой.
На первом этапе дети обводят персонажей по трафаретам (по выбору). Раскрашивают получившихся героев будущей театральной постановки. Ребёнок сам может передать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет. Эта работа помогает развитию творческого воображения.
Затем вырезают фигурки. Решается несколько задач: ребёнок учится работать ножницами, совершенствуется координированность движения пальцев. Развивается мелкая моторика руки, что способствует речевому и умственному развитию.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводится крепление сказочных фигур на основу (это может быть карандаш, фломастер, палочки от мороженного, с помощью которого ребёнок манипулирует своим персонажем). Крепится заготовка с помощью скотча.
Когда первый этап завершён, переходим к основному этапу – развитию связной речи. Работа проходит в парах, дети объединяются по желанию. В дальнейшем воспитатель сам подбирает пары.
Перед началом работы по составлению сказок нужно познакомить детей с диалогическими сказками. Для этой работы хороши произведения Н. Сладкого «Белка и медведь», «Сорока и енот», «Сорока и заяц», «Одуванчик и дождь». Детям даётся понятие, что такое диалог.
Тема для сочинения сказки должна быть конкретная. Чем конкретнее тема, тем целенаправленнее будет диалог.
Например: «Как зайчата готовились к зиме», «Одинокий лисёнок нашёл себе друга».
Желательно в пары объединять детей с разной коммуникативной позицией (сильно – активного с пассивным).
В составлении диалогических сказок главное сам процесс взаимодействие детей, а не результат.
Например: «Как лисёнок нашёл себе друга».
(В сказке учувствует два персонажа – лисёнок и цыплёнок).
- Здравствуй, как тебя зовут?
- Меня – Цып.
- А меня – Рыжик. А почему тебя зовут Цып?
- Потому что я всегда говорю всем, что я цыплёнок. А почему тебя зовут Рыжик?
- Потому что я рыженький.
- Рыжик, а почему ты грустный?
- У меня нет друга.
- давай я буду твоим другом.
- С удовольствием.
«Как звери готовились к зиме».
(В сказке участвуют два персонажа – белочка и зайчик.)
- Зайчик, а где твоя серая шубка?
- А я её поменял на беленькую.
- А зачем тебе беленькая шубка?
- Чтобы волк меня не поймал зимой. Снег белый и я белый.
- Белочка, зачем тебе грибы?
- Это мой запас на зиму.
- Вон полянка. Там много грибов.
- Ой спасибо зайчик я побежала.
От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общение ребёнка с окружающим.
При своевременном и правильном речевом развитии ребёнок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может чётко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками и публикой, делится своими переживаниями и впечатлениями. Свободное общение ребёнка способствует и успешному обучению в школе.