Екатерина Зеленина
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края»
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Зеленина Е. В.
Целью моего опыта является показать роль природы родного края в развитии личности ребенка; развивать творческий потенциал детей в процессе ознакомления с природой Прихоперья.
В ходе работы решала такие задачи, как
-анализ особенностей формирования художественного творчества дошкольников;
Публикация «Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
- систематизация средств ознакомления детей с природой;
- развитие творческих способностей детей
- воспитание бережного отношения к родной природе
Новизна темы заключается в том, что ознакомление с природой дает воспитателю возможность разнообразить виды детской деятельности и, главное, помогает формировать творческие способности детей.
Использую различные методы исследования и средства для развития художественного творчества :
- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение за деятельностью дошкольников;
- классификация, систематизация, обобщение полученной информации
В процессе формирования творчества детей использую следующие средства: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин природы, игры и упражнения, опыты.
На первоначальном этапе работы в группе была создана предметно - развивающая среда. Оформлен уголок «Мир искусства и художественной деятельности», уголок природы, где собраны дидактические пособия, игры для ознакомления детей с природой, оборудование для опытов, а также природный материал для занятий художественным трудом.
Детское творчество рассматривается как результат ознакомления с природой, поэтому на втором этапе работы знакомила детей с природой родного края. Основной формой организации работы по общению детей с природой считаю наблюдение за природными объектами и явлениями, которые в последствии станут необходимым стержнем для воплощения художественного образа.
Под моим руководством дети рассматривают объекты живой и неживой природы, явления природы, выделяя все самое красивое, подбирая слова, передающие эмоционально-выразительную, эстетическую характеристику предмета. Только эмоциональное восприятие оставляет в памяти ребенка живое воображение, необходимое для последующего живого видения образа в своих рисунках.
В свободной деятельности и на занятиях дети выражали все увиденное это на листе бумаги с помощью рисунка. Так рисунки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.
Научить детей видеть красоту природы Прихоперья помогали экскурсии и походы в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретали знания, у них развивалось восприятие разнообразных красок, звуков родной природы. Часто предлагала детям заучивать перед экскурсией стихотворения о природе, использовала малые фольклорные формы (загадки, потешки, поговорки, пословицы)
Слушая о явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Организовывала практическое участие детей в охране природы. При проведении экскурсий дети на конкретных примерах знакомятся с правилами поведения в природе.
В ходе экскурсий и наблюдений собирали с детьми различный природный материал, который необходим для занятий художественным трудом.
В свободное время составляем с детьми предметные, сюжетные и декоративные композиции - панно из сухих листьев и цветов, коллажи.
Для работы по развитию художественного творчества детей средствами природы разработан цикл занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры и приемы. Большое место уделяется сезонным экскурсиям и наблюдениям.
Развитие художественного творчества детей в процессе изобразительной деятельности проходило через рассматривание иллюстраций, репродукций художников, были проведены экскурсии в картинную галерею, музей. Рассматривания произведения изобразительного искусства дети видят, как по-разному передают признаки объектов художники : картины природы в один и тот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используют различные средства для изображения образа, например, акварель – с целью подчеркнуть прозрачность облаков.
Поэтому с детьми рассматриваем пейзажные картины по сезонам, а также натюрморты.
Уделяю большое значение повышению творческой активности детей, поэтому провожу дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
Метод проекта позволял более полно раскрыть ту или иную строну природы родного края. Работая над проектом, дети учатся творчески мыслить и выполнять творческие задания. С детьми изготавливаем макеты, мини-музеи, поделки, альбомы) В нашей группе были разработаны проекты: «Животные нашего леса», «Птицы у нашего окна», «Хопер –Батюшка», «Люби и знай свой край родной».
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети проявляли собственную активность, направляя ее на получение новых сведений, новых знаний о природных объектах, запечатляли наблюдения в дневники с помощью рисования.
Важным направлением в моей работе, обеспечивающую эффективное развитие творческих способностей, считаю – интеграцию. В связи с этим были разработаны конспекты интегрированных занятий по данной теме. Так на третьем этапе работы развивала творческие способности у детей при организации этих занятий, содействовала развитию творческих замыслов, также развивала умение детей анализировать, замечать выразительность и своеобразие работ.
В работе с детьми использовала занятия по изобразительной деятельности, как на предложенную тему, так и занятия по замыслу.
В младшей группе в ходе занятий обыгрываю игрушки экологического содержания, доступные для самостоятельного изображения детей.
Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем, с ними провожу занятия на свободную тему.
В старшей и подготовительной группе - рисование по памяти.
Также часто использую занятия по изображению с натуры как в помещении, так и на улице. Провожу лепку, аппликацию фруктов, овощей, деревьев, цветов, животных и других природных объектов.
На занятиях использую нетрадиционные техники рисования, которые позволяют расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, раскованнее,, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживалась разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начинала от простого и переходила к более сложному.
Применение нетрадиционных техник способствует развитию у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия,помогает научить мыслить смело, свободно, творчески. Еще в работе использую стеклянный мольберт, на котором можно выполнять данные техники, рисовать по образцу, по трафарету. Детям особенно нравится рисовать на этом мольберте портреты друг друга и пейзажи, когда занимаемся на улице.
Художественный труд это продуктивная деятельнось, в результате, которой мои воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных игрушек,поделок, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему миру.
Проводила игры из собранного природного материала. Дети фантазировали, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть вместе с детьми, кто что придумал. Эти игры-упражнения нравятся детям и развивают воображение ребят.
Большое значение для развития детского творчества имеет привлечение родителей к совместному творчеству. Так, проводила семинар «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования» знакомила родителей с конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей, в том числе с нетрадиционными техниками рисования. Разработала консультации для родителей, где рассказывала о том, как важно развивать творческие способности детей в дошкольном возрасте. Во взаимодействии с родителями нашей группы организовывала конкурсы, выставки детских рисунков, поделок, создавали проекты («В гостях у природы», «Лес - словно терем расписной!», «Хорош Хопер в любое время года!», «Моя любимая река Хопер»).
Родители с большим удовольствием участвовали в выставках работ из природного материала, фото-выставках, альбомов творчества своего ребенка, проявляли интерес к жизни детей в детском саду, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.
Дети являются призёрами и участниками городских и региональных конкурсов детского творчества.