МААМ-картинки

Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений

анна русова
Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Публикация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» размещена в разделах

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР в течении года проводится коррекционная работа: последовательно, систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, и основного вида деятельности детей – игра, которая способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа в данном направлении решает следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи : темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

3. Развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

4. Укрепление и подвижность артикуляционного аппарата.

Коррекционная работа проводилась поэтапно:

I этап: Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи

II этап: Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

В начале учебного года учителем – логопедом Кирилловой Е. Л. была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:

умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;

возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;

умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;

возможность выделять ударный слог в слове;

способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности:

в умении говорить шепотом;

переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише);

выделять голосом нужное слово;

повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении;

передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:

на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя».

на укрепление и подвижность речевого аппарата.

I этап: Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

II этап: Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения :

На звукоподражание.

На воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями воспитателя. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т. д.

Наши дети говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными : «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.

В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др., короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи : «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Т. о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с ОНР.

Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение).

Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т. к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности.

рекомендации для педагогов и родителей

«Звукоподражание! Что это?»

Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще : «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

- речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

- взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания :

I этап: Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

II этап: Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.

- это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д. ;

- подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д. ;

- подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,

и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

III этап: Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т. д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов, так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи : чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

IV этап: Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Начинаем работать играя…

Уточнение произнесения гласных звуков

1. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.

2. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.

3. Рассматриваем с ребёнком картинку или берё м в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.

4. Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берё м в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.

5. Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.

Пение слияний гласных звуков

1. Рассматриваем с ребё нком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.

2. Рассматриваем с ребё нком картинку: малыш плачет: «Как плачет малыш? Уа! Уа!

3. Рассматриваем с ребё нком картинку: ослик кричит, говорим: «Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!

Вызывание междометий

1. 1. Мячик упал в воду:

- Ах! Ах! Ах!

2. 2. Ваза разбилась:

- Ох! Ох! Ох!

3. 3. Девочка качается на качелях:

Ух! Ух! Ух!

4. 4. Саша рубит дрова:

Эх! Эх! Эх!

Произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Накачаем колесо»

Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.

Игра «Лес шумит»

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру»и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Пилим, пилим»

Показываем ребё нку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.

Игра «Комарик»

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.

Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: «З-з-з», затем к уху ребё нка: «Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.

Игра «Жук»

Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Чья это песенка»

Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Греем руки»

Показываем ребё нку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.

Игра «Ёжик»

Показываем ребёнку игрушечного ё жика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».

Подражание голосам животных и птиц

Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.

После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.

Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Малыш топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005

2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

3. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей, педагогов. Программа обучения в детском саду. -М. : РОДНИЧОК

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

5. «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г

6. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г

7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2011

8. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР).- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;

10. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005;

11. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой, Е. М. Струнина: ВЛАДОС, 2003г

12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

13. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стебелё ва: изд. «Просвещение», 2003г.

14. «Парма» под редакцией С. С. Белых, С. И. Штекляйн, И. Б. Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.

15. Петрова И. М. Театр на столе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

16. Павлова Л. В. О некоторых формах работы с родителями: Обучение и воспитание детей с нарушением речи/ сост. С. А. Миронова. – М. : 1997

17. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразаитием речи : учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений/ Светлана Николаевна Сазонова. -2 изд. -М. : Издательский центр «Академия», 2055.-144сю

18. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г

19. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;

20. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;

21. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004;

22. Ушаковой О. С. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т. У. Сфера, 2001г.

23. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб. : Издательство «Лань», 2002;

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Консультация: «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь.

План по самообразованию «Развитие речи дошкольников посредствам организации игровых упражнений и развивающих игр» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и игровых упражнений» 2 слайд Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому.

Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений» Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством.

Упражнения для формирования интонационной выразительности речи Упражнение 1Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Воспитатель называет предложение:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений
Опубликовано: 2 марта 2018 в 14:38
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД