анна русова
Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» размещена в разделах
С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР в течении года проводится коррекционная работа: последовательно, систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, и основного вида деятельности детей – игра, которая способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Коррекционная работа в данном направлении решает следующие задачи:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи : темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.
4. Укрепление и подвижность артикуляционного аппарата.
Коррекционная работа проводилась поэтапно:
I этап: Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи
II этап: Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи
В начале учебного года учителем – логопедом Кирилловой Е. Л. была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:
умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
возможность выделять ударный слог в слове;
способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
умение делать логическое ударение во фразе.
Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности:
в умении говорить шепотом;
переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише);
выделять голосом нужное слово;
повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении;
передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.
На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.
Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:
на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя».
на укрепление и подвижность речевого аппарата.
I этап: Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи
В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.
II этап: Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи
С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения :
На звукоподражание.
На воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями воспитателя. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.
Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т. д.
Наши дети говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными : «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др., короткие диалоги.
В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи : «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.
Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.
На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Т. о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с ОНР.
Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение).
Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т. к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности.
рекомендации для педагогов и родителей
«Звукоподражание! Что это?»
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще : «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
- речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
- взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания :
I этап: Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
II этап: Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.
- это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д. ;
- подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д. ;
- подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,
и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
III этап: Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т. д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов, так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи : чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
IV этап: Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Начинаем работать играя…
Уточнение произнесения гласных звуков
1. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
2. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
3. Рассматриваем с ребёнком картинку или берё м в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
4. Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берё м в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
5. Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.
Пение слияний гласных звуков
1. Рассматриваем с ребё нком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
2. Рассматриваем с ребё нком картинку: малыш плачет: «Как плачет малыш? Уа! Уа!
3. Рассматриваем с ребё нком картинку: ослик кричит, говорим: «Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!
Вызывание междометий
1. 1. Мячик упал в воду:
- Ах! Ах! Ах!
2. 2. Ваза разбилась:
- Ох! Ох! Ох!
3. 3. Девочка качается на качелях:
Ух! Ух! Ух!
4. 4. Саша рубит дрова:
Эх! Эх! Эх!
Произношение согласных звуков
Игра «Чайник Пых»
Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».
Игра «Накачаем колесо»
Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.
Игра «Лес шумит»
Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».
Игра «Угадай, что это»
Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Пилим, пилим»
Показываем ребё нку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.
Игра «Комарик»
Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.
Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: «З-з-з», затем к уху ребё нка: «Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.
Игра «Жук»
Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.
Игра «Чья это песенка»
Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Греем руки»
Показываем ребё нку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.
Игра «Ёжик»
Показываем ребёнку игрушечного ё жика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».
Подражание голосам животных и птиц
Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.
После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.
Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».
Подражание бытовым шумам
Часы тикают – ТИК — ТАК
Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)
Малыш топает – ТОП — ТОП
Молоток стучит ТУК — ТУК
Ножницы режут ЧИК — ЧИК
На качели качаемся КАЧ — КАЧ
Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ
Машина едет БИ — БИ
Пила пилит ВЖИК — ВЖИК
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. : ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
3. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей, педагогов. Программа обучения в детском саду. -М. : РОДНИЧОК
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
5. «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г
6. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2011
8. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР).- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
10. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005;
11. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой, Е. М. Струнина: ВЛАДОС, 2003г
12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
13. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стебелё ва: изд. «Просвещение», 2003г.
14. «Парма» под редакцией С. С. Белых, С. И. Штекляйн, И. Б. Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.
15. Петрова И. М. Театр на столе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
16. Павлова Л. В. О некоторых формах работы с родителями: Обучение и воспитание детей с нарушением речи/ сост. С. А. Миронова. – М. : 1997
17. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразаитием речи : учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений/ Светлана Николаевна Сазонова. -2 изд. -М. : Издательский центр «Академия», 2055.-144сю
18. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
19. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
20. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
21. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004;
22. Ушаковой О. С. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т. У. Сфера, 2001г.
23. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб. : Издательство «Лань», 2002;