Лучший педагог года

Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой

Альбина Кинева
Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ»

1. Теоретические аспекты.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Публикация «Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой» размещена в разделах

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот вес, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно -исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Деятельность экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Выделяют два основных вида исследовательской деятельности. В первом - активность происходит от самого ребенка (сам ставит цель, ищет пути и способы достижения) Во втором - деятельность организуется взрослым для обучения ребенка определенному алгоритму действий.

Каково содержание деятельности детей по данному вопросу при организации игр с песком и водой?

Младший возраст — дать детям конкретные представления о признаках и свойствах песка и воды : песок - сухой, сырой, рассыпается, формуется;

вода - холодная, теплая, капает, течет, стекает по стеклам, прозрачная, в ней плавают предметы.

Средний возраст: расширить представления о том, что песок : сухой -рассыпается, не формуется, светлый по цвету; сырой - не рассыпается,. формуется, темный по цвету; вода - течет, льется, превращается в лед, прозрачная, предметы в ней плавают и тонут.

Старший возраст — систематизировать знания детей о том, что песчаная почва пропускает воду и быстрее высыхает, на песчаной почве растения развиваются быстрее, так как в ней много воздуха, но и быстрее засыхают;

в ней мало воды, поэтому на такой почве растут растения, которым нужно мало влаги; вода - бывает разная: холодная, теплая, горячая, вода -

прозрачная, принимает форму любого сосуда, в который ее наливают, вода бывает твердой - это лед, снег; пар - это тоже вода, он легче воздуха, поэтому поднимается вверх.

2. Работа с методической литературой (воспитателям предлагаются книги для создания методической копилки по играм с песком и водой исследовательского характера) :

Игры с песком :

- Материал для игр с песком : формочки, пластмассовые ведерки, совки, лопатки, некрупные игрушки, дощечки, фанерные трафареты, транспортные средства; пластины из фанеры разного размера и формы, кусочки разноцветного оргстекла, пластмассы, природного материала

(веточки, корни, камушки, ракушки); обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки, пластмассовые и металлические коробки, байки разной формы и размера.

Тематика построек для младшего возраста:

- учить детей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совка и

лопаток

- утрамбовывать кучки

- выкапывать в песке ямки

- накладывать песок в небольшие формочки и мастерить пирожки,

пряники, торты и другие угощения для кукол

- строить будку для собаки (в кучке песка сделать углубление у

основания)

- проводить в песке дорожки, дощечкой, лежащей плашмя

- строить горки (кучку песка утрамбовывать и с помощью дощечка

прокладывать спуск

- строить скамеечки, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика

накладывать пластину)

- строить заборчик (сгребать песок с двух сторон и уплотнять руками,

постепенно настраивая сооружение в длину по направлению)

Методы:

- использование потешек для обыгрывания

- показ

- совместные постройки

- обыгрывание построек игрушками

Тематика построек средней группы:

- объединение построек общим содержанием

- строительство высотной башни из трех форм разного объема (в

основании самая крупная)

- строительство разных горок (высоких, низких, широких, узких)

- строительство заборов, загонов, загородок)

- строительство домов и украшение их разноцветными окнами из

оргстекла

- рытье тоннелей

Методы:

- показ

- напоминание

- использование картинок

- внесение бросового материала

- обсуждение постройки

- обыгрывание постройки

Тематика построек старшего возраста:

- строительство домов, кораблей, машин,- поездов, предметов мебели

(вырезая лопатой или дощечкой из кучи)

- строительство домов, теремов, театров, ракетодромов

- сооружение бассейна, деревни

- строительство знакомых сказок

Методы:

- показ

- обучение новому приему - смешать песок с водой, сделать из него

кашу-малашу и тонкой струйкой выпускать из ладошек; песок

ложиться разными узорами k

- внесение иллюстраций и картинок

- обыгрывание с помощью игрушек сказок

- проблемные ситуации

- алгоритмы работы с песком

- правила игры с песком

Игры с водой :

Материал для игр с водой : катамараны, бутылочки, пробки, камешки, пенопласт, соломинки, обрезки палочек, краски,

Игры с водой :

«Тонет - не тонет», по рассказу Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Красим воду в разный цвет», «Буря на море», «Путешествие по реке», «Прогулка и теплоходе», «Кто живет в воде», «Веселые капельки» и. т. д.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проведение опытов с детьмиПроведение опытов с детьми Ребенок рождается исследователем. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД