Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой

Альбина Кинева
Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ»

1. Теоретические аспекты.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот вес, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно -исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Деятельность экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Выделяют два основных вида исследовательской деятельности. В первом - активность происходит от самого ребенка (сам ставит цель, ищет пути и способы достижения) Во втором - деятельность организуется взрослым для обучения ребенка определенному алгоритму действий.

Каково содержание деятельности детей по данному вопросу при организации игр с песком и водой?

Младший возраст — дать детям конкретные представления о признаках и свойствах песка и воды: песок - сухой, сырой, рассыпается, формуется;

вода - холодная, теплая, капает, течет, стекает по стеклам, прозрачная, в ней плавают предметы.

Средний возраст: расширить представления о том, что песок: сухой -рассыпается, не формуется, светлый по цвету; сырой - не рассыпается,. формуется, темный по цвету; вода - течет, льется, превращается в лед, прозрачная, предметы в ней плавают и тонут.

Старший возраст — систематизировать знания детей о том, что песчаная почва пропускает воду и быстрее высыхает, на песчаной почве растения развиваются быстрее, так как в ней много воздуха, но и быстрее засыхают;

в ней мало воды, поэтому на такой почве растут растения, которым нужно мало влаги; вода - бывает разная: холодная, теплая, горячая, вода -

прозрачная, принимает форму любого сосуда, в который ее наливают, вода бывает твердой - это лед, снег; пар - это тоже вода, он легче воздуха, поэтому поднимается вверх.

2. Работа с методической литературой (воспитателям предлагаются книги для создания методической копилки по играм с песком и водой исследовательского характера):

Игры с песком:

- Материал для игр с песком : формочки, пластмассовые ведерки, совки, лопатки, некрупные игрушки, дощечки, фанерные трафареты, транспортные средства; пластины из фанеры разного размера и формы, кусочки разноцветного оргстекла, пластмассы, природного материала

(веточки, корни, камушки, ракушки); обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки, пластмассовые и металлические коробки, байки разной формы и размера.

Тематика построек для младшего возраста:

- учить детей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совка и

лопаток

- утрамбовывать кучки

- выкапывать в песке ямки

- накладывать песок в небольшие формочки и мастерить пирожки,

пряники, торты и другие угощения для кукол

- строить будку для собаки (в кучке песка сделать углубление у

основания)

- проводить в песке дорожки, дощечкой, лежащей плашмя

- строить горки (кучку песка утрамбовывать и с помощью дощечка

прокладывать спуск

- строить скамеечки, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика

накладывать пластину)

- строить заборчик (сгребать песок с двух сторон и уплотнять руками,

постепенно настраивая сооружение в длину по направлению)

Методы:

- использование потешек для обыгрывания

- показ

- совместные постройки

- обыгрывание построек игрушками

Тематика построек средней группы:

- объединение построек общим содержанием

- строительство высотной башни из трех форм разного объема (в

основании самая крупная)

- строительство разных горок (высоких, низких, широких, узких)

- строительство заборов, загонов, загородок)

- строительство домов и украшение их разноцветными окнами из

оргстекла

- рытье тоннелей

Методы:

- показ

- напоминание

- использование картинок

- внесение бросового материала

- обсуждение постройки

- обыгрывание постройки

Тематика построек старшего возраста:

- строительство домов, кораблей, машин,- поездов, предметов мебели

(вырезая лопатой или дощечкой из кучи)

- строительство домов, теремов, театров, ракетодромов

- сооружение бассейна, деревни

- строительство знакомых сказок

Методы:

- показ

- обучение новому приему - смешать песок с водой, сделать из него

кашу-малашу и тонкой струйкой выпускать из ладошек; песок

ложиться разными узорами k

- внесение иллюстраций и картинок

- обыгрывание с помощью игрушек сказок

- проблемные ситуации

- алгоритмы работы с песком

- правила игры с песком

Игры с водой:

Материал для игр с водой: катамараны, бутылочки, пробки, камешки, пенопласт, соломинки, обрезки палочек, краски,

Игры с водой:

«Тонет - не тонет», по рассказу Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Красим воду в разный цвет», «Буря на море», «Путешествие по реке», «Прогулка и теплоходе», «Кто живет в воде», «Веселые капельки» и. т. д.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проведение опытов с детьмиПроведение опытов с детьми Ребенок рождается исследователем. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

26 августа. День рисования по ткани на МААМ

Сказочные переливы красок и волшебные рисунки на ткани – все это батик. Этот вид росписи пришел к нам с индонезийского острова Ява, о чем свидетельствует само его название – на местный язык глагол...

Фотоотчет «Спортивная жизнь дошкольников летом»
Лето в детском саду – это море новых возможностей и удовольствий для воспитанников. Индивидуальные и коллективные тренировки на свежем воздухе,...
Квест — новое в образовании
Квест ( англ. quest, - приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Квест - это игры, в которых...
Фотоотчет о тематической «Неделе путешественника» в средней группе
Цель: развитие у детей познавательного интереса, закрепление имеющихся знаний об окружающем мире природы и человека. Люди любят путешествовать по разным...