Получи документы

Развитие личности ребенка дошкольного возраста

Мершина Жанна
Развитие личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие личности ребенка дошкольного возраста

Значимую роль в формировании личности играют социальные процессы: обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах и ведущая деятельность возраста.

Формирование личности традиционно рассматривается в двух аспектах:

- как её развитие, его процесс и результат (предмет психологического изучения);

Публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

- как ее целенаправленное воспитание (педагогический подход, основанный на соответствии социальным нормам и требованиям) [34].

Л. И. Божович считала, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной.

Категория «личность» относится к высшей интегративной целостной системе. Основными признаками появления личностных образований в детском возрасте можно назвать : выделяет себя как персоны; формирование самосознания и носителя определенного имени; отождествление с именем и со своим физическим обликом. Как правило, это проявляется в период раннего дошкольного детства. Так же характеристикой личности становиться потребность в формировании психологического образа «Я» я через эмоционально-положительное (или эмоционально-отрицательное) отношение к людям и через изъявление своей воли («Я хочу», «Я сам») [12].

Л. И. Божович подчеркивает важность кризиса трех лет для появление личностных новообразований дошкольника : «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я; самооценка; нравственные привычки поведения,; эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношении с окружающими людьми. Следующим этапом становится появление важного качества личности - соподчинения мотивов, в котором одновременно отражено и стремление ребенка к самостоятельности и к выполнению требований и которое является своеобразным ориентиром будущей деятельности дошкольников.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения моральных норм, через влияние образцов и правил поведения, демонстрируемых взрослыми во взаимоотношениях с ребенком. Ребенок подражает, копирует, заимствует действия и оценки, наблюдает. Особенно ценны для ребенка образцы значимых взрослых – педагогов и родителей [8].

В период дошкольного детства ребенок под влиянием взрослого усваивает усложняющиеся правила поведения, через упражнения в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил.

Во взаимодействии со сверстниками дошкольники начинают показывать усвоенные правила и образцы, оценивают поступки сверстников.

В дошкольном детстве закрепляются общественные мотивы, а значит, ребенок демонстрирует следование требованиям и нормам в обществе. Личностные же мотивы, как правило, приводят к различным нарушениям поведения и взаимодействия с окружающими. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

У ребенка дошкольного возраста все еще преобладает эмоциональное отношение к той или иной ситуации, ребенок не может еще рационально оценить ситуацию и выбрать однозначно верное решение, поэтому какой мотив будет действовать в ситуации сказать определенно сложно, отсюда конфликты и неразрешимые ситуации во взаимодействии дошкольника с окружающими.

Можно говорить о значительных изменениях в развитии мотивационной сферы ребенка в дошкольном возрасте : могут возникнуть новые типы деятельности и новые мотивы; происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу; возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка [1].

Кроме перечисленных выше особенностей у дошкольника, развиваются моральная оценка своих действий и действий сверстников, эмоциональное отношение ребенка к другим людям; произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям; умение управлять собой, своим поведением и поступками. Все эти новообразования обусловливаю возникновение в конце дошкольного возраста начальной формы личного сознания, в котором находит свое отражение выделение своего места в системе общественных отношений и осознание возможностей своих практических действий.

Важными новообразованиями дошкольного детства является «личное сознание» и самооценка, которая достаточно неустойчива и тесно связана с оценкой педагога.

Особенно важна оценка педагога в становлении межличностных отношений и коммуникации в группе детского сада, что определяется стремлением старшего дошкольника к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.

Самооценка является основой для развития уровня притязаний дошкольников, т. е. уровня достижений, который, по силам ребенку. Однако важно при этом избежать другой крайности - сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств [4].

Ребенок быстро растет, активно развивается весь его организм, накапливаются физические и духовные силы, усложняются все процессы высшей нервной деятельности. Он уже может анализировать и синтезировать сигналы окружающего мира. Его память активно развивается и усваивает все знания, которые ребенок приобретает. Ребенок все больше задает вопросов и требует объяснение происходящему, все активнее ищет ответы на интересующие его вопросы, развивая воображение и фантазию.

У дошкольника появляются новые потребности, основными из которых являются общение, двигательная активность и внешние впечатления. Вот они то, как раз, противоречиво влияют на ребенка. Общаясь с другими людьми, проявляя все больше двигательную активность, дошкольник открывает для себя все новые и новые возможности, овладевая другими знаниями и умениями.

Таким образом, дошкольник приобретает социальный опыт в форме инициативного восприятия, а не пассивным способом.

Взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, у дошкольника формируются новые познавательные способности, развиваются позитивные эмоции и любопытство. В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к приобретению новых знаний, который проявляется в процессе обучения. Еще немного пройдет времени, и эта потребность в знаниях будет удовлетворяться в школе.

Как раз, в этот период развития стоит обратить внимание на психологические проблемы, с которыми может столкнуться дети дошкольного возраста. Они могут повлиять и затормозить развитие ребенка. К ним можно отнести следующие проблемы: плохое настроение, страхи и тревожность, составляющие эмоционально-личностные проблемы; нарушение внимания, сложности в усвоении и понимании учебного материала, т. е недостаточное интеллектуальное развитие; откровенная дерзость, вранье, враждебность по отношению к другим, так называемые поведенческие проблемы; неврологические проблемы, проявляющиеся в расстройстве сна и быстрой утомляемости; проблемы общения, включающие в себя такие проявления, как повышенная обидчивость, необоснованное стремление к лидерству или обособленность. Все перечисленные проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске способов их устранения.

В период дошкольного возраста в возрасте трех-четырех лет дети все еще сравнивают и анализируют при помощи действий с предметами. Хотя уже в этот возрастной период, решая задачи, они опираются на зрительное восприятие. Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

В возрасте пяти-шести лет ребенок нуждается в родительской любви и заботе, у него гармонично развиваются отношения с родителями, и именно в этот возрастной период формируются способности привязываться и любить другого человека. Взрослый для ребенка выступает в роли наставника и учителя. Со сверстниками дошкольник играет по установленным правилам, в группе детей ребенок понимает разницу между лидером и находящимся в подчинении, умеет налаживать отношения друг с другом.

Мышление и творчество ребенка активно развивается в этот возрастной период, внимание и память, теряя свою непроизвольность, приводит к становлению у дошкольника собственной воли. Ребенок, понимая музыку, начинает петь и танцевать.

Мышление ребенка в пяти-шестилетнем возрасте имеет свои психологические особенности: эгоцентризм- дошкольник оценивает ситуацию главным образом со своей точки зрения; синкретизм –выделяет отдельные детали, но связать их друг с другом и соединить в целое не может; анимизм –склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему движущиеся предметы (автомобиль,ручей, облако) для него живые.

Словарный запас ребенка пяти-шести лет составляет около трех тысяч слов, при помощи его он вступает в диалог с другими людьми, используя для этого конкретные понятия.

В этот возрастной период развиваются морально-этические понятия, пробуждаются такие психические процессы, как совесть и чувство вины, проявляется инициативность и целеустремленность, появляется желание учиться и ходить в школу.

Многие из них в этом возрасте уверены, что окружающий мир и природные явления – это результат человеческой деятельности. Интеллектуальное и эмоциональное развитие дошкольника становится более устойчивым; вырабатывается способность концентрировать и более длительно по времени удерживать внимание; воспринимать информацию на слух и владеть координацией в пространстве.

Все чаще у детей в этот возрастной период действия не импульсивны, а обдуманны, а произвольное внимание проявляется в контроле себя и своих действий, развивается чувство долга по отношению к другим и своим поступкам.

Старшие дошкольники, теряя детскую непосредственность, любят шалить, изображать смешные движения, сочиняют небылицы, паясничают, манерничают, стараются не показывать, когда им плохо.

В этот период дошкольного возраста происходит становление личности, а эмоционально-потребностная сфера наполняется и добавляется новыми чувствами и эмоциями, появляется самооценка своих действий и поступков, а переживания усложняются и углубляются [13].

Эмоциональные процессы и психологические особенности детей претерпевают изменения, и происходят перемены в структуре этих процессов. Переживания ребенка становятся сложнее, а эмоции – глубже. Сопереживая другому человеку, он начинает понимать, что такое сочувствие.

В период дошкольного детства изменяется и совместная деятельность ребенка и взрослого. Дошкольник стремится к самостоятельности, у него формируется собственная ситуация и позиция. Так как он еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, ему нужна специальная форма жизни в мире взрослых - сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников, которая имеет свои условия.

Примеряя на себя роль взрослого, дошкольник придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками. Он создает общую картину человеческого труда, используя человеческие взаимоотношения в реальной жизни, представляя себя доктором, парикмахером или еще кем-либо из родителей, развивая тем самым воображение, мышление и фантазию.

Играя, ребенок проявляет себя, применяет все свои знания и умения, применяя свой собственный опыт. Взрослые должны научить ребенка правильно играть, помочь выработать правила поведения во время игр, что бы игра дополняла и развивала его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие [31].

У каждого ребенка есть свои собственные неповторимые качества, наряду с теми психологическими, которыми обладают все дети. Каждый ребенок индивидуален, у него свой темперамент, стиль поведения, способ устанавливать контакты с другими людьми, свои эмоциональные реакции и возможности их проявления.

Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка появляется свое место в системе отношений со взрослыми и сверстниками, осознание своих умений, открытие переживаний и сочувствий. Все эти качества составляют начальную форму осознания ребенком самого себя, и являются основным образованием этого важнейшего периода в его жизни.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2022 в 09:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мершина Жанна (УИ 2070726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД