Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста

света болсуновская
Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие

мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

воспитатель МБДОУ № 37

Болсуновская С. В.

Красноярск 2018

Введение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Публикация «Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на развитие речи и интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: развивать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Двухгодовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, «рубка чего-либо», поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяю массажу самих пальцев. При этом применяю несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно использую встряхивание и поглаживание пальцев.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Большое внимание уделяю развитию речи и использую пальчиковые игры в непосредственной образовательной деятельности.

Используя игры с пальчиками в различной деятельности с детьми, можно увидеть, что они способствуют развитию умственной деятельности ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Таким образом, пальчиковые игры помогают ребенку учиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, способствуют развитию речи, а значит, помогают подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Продуктивная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Продуктивная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития мелкой моторики. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, и представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности, и прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметом. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты

Следует особо отметить, что действия детей, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

В процессе продуктивной деятельности детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

Таким образом, в продуктивной деятельностью решаются задачи по развитию мелкой моторики рук. Используя рисование, лепку, аппликацию можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Продуктивная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Глава 2.

2.1. Способы развития мелкой моторики детей

старшего дошкольного возраста

Поставив перед собой цель и задачи, подбирается материал, постепенно формируется игротека. В классификации видов деятельности для детей дошкольного возраста, способствующей развитию мелкой моторики можно встретить большое разнообразие. Среди них:

• Игры с пальчиками.

• Пальчиковые игры с палочками и спичками.

• Пальчиковые игры со скороговорками.

• Пальчиковые игры со стихами.

• Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

• Пальчиковый алфавит.

• Пальчиковый театр.

• Театр теней.

Используются нетрадиционные техники: в рисовании, лепке, конструировании, аппликации.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т. д.

Лепка с использованием природного материала: семян, гороха, камешков, ракушек и т. д.

• Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

• Конструирование из бумаги - оригами.

Так же проводится работа над развитием графической моторики :

• Рисование по трафаретам.

• Штриховка.

• Работа в занимательных прописях для дошкольников.

2.2. Игры и задания для детей старшего дошкольного возраста.

Графические диктанты.

Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

Рисование линий

Прямые дорожки

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки

Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование

По точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

По клеточкам

• На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

Выполнение штриховок

Штриховки с различным направлением движения руки

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Силуэтные штриховки

Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

Копирование узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

2.3. Гимнастика для пальчиков

"Веселый мячик"

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: теннисный мячик

Описание: Дети садятся в круг с теннисным мячиком, можно заменить на каучуковый, большой или маленький. Под стихотворный текст выполняются определенные движения с пальчиками и кистью руки.

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мячик!

Скажет утром каждый пальчик!

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали

Пободали, пободали

и друг другу передали

Только брату отдает

Брат у брата мяч берет

Крепко мячик обнимаем, Никуда не выпускаем.

Только брату отдает

Брат у брата мяч берет

Братьев много, мяч один Каждый пальчик командир

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец

Мячик пальцем разминаю Вдоль по пальцам мяч гоняю

Мячик мой не отдыхает Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол И забью ладошкой гол.

Сверху левой снизу правой

Я его катаю, браво!

Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь.

Ловка с мячиком играем И все пальчики называем

Над рукою мяч кружит От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу И в ладошку положу

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Мяч снаружи мяч внутри

По руке качу - смотри!

Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает.

Игра " Разноцветные резиночки"

Цель: Развивать зрительное воображение и восприятие, правильно ориентироваться по заданной схеме с различием цветовой гаммы. Умение различать право лево.

Оборудование: карточки-схемы рук, контейнера с цветными резиночками.

Описание: Ребенку или группе детей предлагается схема руки (дети могут нарисовать схемы сами) на пальчиках которых одеты резиночки определенного цвета. Детям предлагается по схеме одеть резиночки на свои пальчики (определенный цвет резиночки, на определенный пальчик). дети должны с точностью по схеме соотнести цвета и размер резиночек. Можно усложнить, предложить детям одеть на два, три пальчика, кто быстрее.

"Мы резиночки цветные,

Много нас, мы заводные.

Нас на пальчик одевают,

И детишек развлекают".

Упражнения с пинцетом

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Что необходимо: пинцет, мелкие пуговички, несколько маленьких мисочек.

Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

Упражнения с прищепками

Цель: развивать точность движений, внимание.

Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.

На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

Дорожки

Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох, мелкие пуговицы.

Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.

Картина из бусин

Цель: развивать точность движений, творческое воображение.

Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.

Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.

Скручивание лент

Цель: развивать точность движений.

Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)

Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Ажурный рисунок

Цель: развивать точность движений.

Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.

Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет. Игры с палочками и спичками

Строители

Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.

Выполняя условия этой игры нужно переносить: -

а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;

б) пользуясь большими пальцами левой руки;

в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;

г) только указательным и средним пальцами;

д) только средним и безымянным пальцами;

е) только безымянным и мизинцем;

ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;

з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);

и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);

к) указательным и безымянным построить колодец.

Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.

Второй вариант игры со спичками.

Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.

Баран

Шел баран по крутым горам.

(указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням)

Вырвал травку,

(пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза)

Положил на лавку

(кисти рук опустить на крышку стола)

Белка

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Большие и маленькие.

Были маленькие мы,

Стали вдруг большие.

Шалунишки, шалуны,

А дружные какие!

Пальцы сомкнуты, прижаты к ладони. Растопырить пальцы. Движение — «фонарики». Сцепляют пальцы рук в замок, ладони сжаты.

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Веселые маляры

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайчик наш — на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Вилка

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10.

Воздушные щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята

Испугавшись, щелчка,

Разбежались кто куда

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Ворота

Ворота мы запрем -

Не сможет волк проникнуть в дом!

А ворота мы закроем на замок,

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог!

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота открыты всегда для друзей

Мы рады вам, гости! Входите скорей!

Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Возрастная групп: подготовительная.

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ставрополя Консультация-презентация.

Игры на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста Игры с прищепками. Как играть: Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Для поддержания интереса можно использовать.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила воспитатель: Майорова.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста" Уровень развития мелкой моторики – один.

Перспективное планирование «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством Оригами» План реализации по теме самообразования «Развитие моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством «Оригами» детей старшей.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т. к. у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией немалую.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук» Старший дошкольный возраст подготовила воспитатель: Горшкова О. М. Задачи: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей. Задачи: • повышать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 08:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем света болсуновская (УИ 1436288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД