Забанова Ольга
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т. к. у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, т. к. мелкая моторика тесно связана с речевой функцией.
Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с различными речевыми заданиями.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие мелкой моторики кисти рук является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций.
Для повышения уровня развития мелкой моторики у детей мы решили : теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений. Это являлось целью нашего исследования. Гипотеза: мы предполагаем, что применение дидактических игр и упражнений оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Уровень развития моторики — один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь.
С помощью простых методов можно стимулировать интеллектуальный потенциал, способствовать развитию функций головного мозга, чтобы ликвидировать дисгармонию при преобладании функций отдельных органов чувств. Для этого используют специальные упражнения, игры и др.
Мелкую моторику рук развивают :
• различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности
• игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых)
• игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.
• рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.)
• застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины связи.
В педагогике и психологии существует разное понимание дидактической игры. Ее рассматривают со следующих позиций:
-как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки;
-как игру, имеющую дидактическую цель и требующую соответствующего дидактического материала
-как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний
-как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений: сенсорных, интеллектуальных
-как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.
Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры и упражнения.
Комплекс дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей старшего возраста :
Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игра «Раскрась правильно».
Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.
Игра «Бумажные поделки».
Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.
Игра «Театр теней».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игра «Чем не Золушка?».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка, а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь : разложить крупу по разным банкам.
Игра «Буква растет».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.
Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
Музыкальные игры и упражнения для развития мелкой моторики :
Игры с мини-маракасами:
Цели: развитие мелкой моторики рук, гибкости кистевых движений, координации ритма, интонации, слуха.
1. Упражнение «Ветерок» (р. н. потешка)
2. Упражнение «Пирожки» (Н. Кукловская)
Игра «Тесто» (Е. Соколова)
Цели: развитие мелкой моторики, формирование навыков взаимодействия в коллективе.
Песня печки.
Можно закончить аппликацией из готовых форм: «раскатывают пирог» –
лист бумаги круглой формы, затем «кладут начинку» – заранее приготовленные «фрукты» и «ягоды».
Игра «Заготовки на зиму»
Цели: развитие мелкой моторики рук, формирование навыков взаимодействия в коллективе.
Дети изготавливают овощи и ягоды из салфеток способом сминания и укладывают в банки.
Упражнение «Гости» (С. Коротаевой)
Цель: Развитие мелкой моторики.
Литература:
• Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М., 2002.
• Котышева Е. Н. Мы друг другу рады! : Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. СПб., 2013.