Алла Лисицына
Развитие мелкой руки ребенка посредством вязания крючком
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе уделяется большое внимание воспитанию всесторонне развитого человека. Основы воспитания и развития, как доказано исследователями в области психологии и педагогики, закладываются уже в дошкольном возрасте.
Воспитатель в детском саду – главная фигура педагогического процесса, в том числе и художественно - эстетического воспитания. Являясь носителем художественной культуры, владея основами народных промыслов, он должен создавать окружающую ребенка среду так, чтобы она была содержательной, эмоционально - насыщенной, способствовала формированию практических навыков, необходимых представлений об окружающем мире.
Публикация «Развитие мелкой руки ребенка посредством вязания крючком» размещена в разделах
Вышивка, вязание крючком – всё это приобщает детей к самобытной культуре народа, открывает представления о красоте и гармонии, развивает художественный вкус. Вязание – один из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц.
При использовании вязаных пособий, овладении простейшими приёмами вязания крючком дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, эстетический вкус, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
Крючок - это старый, но верный друг, который может стать спутником жизни многих воспитателей и детей. Маленький, легкий, он легко умещается в любой сумочке. При работе над изделием крючком никогда не потревожится рядом сидящий человек, не заденет и не зацепит острым концом, который есть у спиц, не подтолкнет локтём, потому что рабочее положение при вязании крючком очень компактное – двигаются только пальцы рук. Вязание крючком можно назвать ювелирной работой, особенно если посмотреть на изделия, сохранившиеся в музеях и частных коллекциях. Они восхищают красотой и изяществом.
Любая эстетическая деятельность, в том числе и вязание, направлена на развитие у ребенка художественных способностей, таких как чувство формы, цвета, композиции, на формирование умения соотносить декоративные поделки с интерьером, для которого они созданы, либо находить им применение в сюжетно – ролевых, дидактических играх.
Вязание приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5 – 7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Ведь неподготовленность руки ребёнка к письму создаёт с первых же дней обучения комплекс трудностей. Ускорить развитие мелкой моторики можно разными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п. ; массаж кистей и пальцев; лепка. Вязание крючком – один из примеров, с помощью которого можно тоже ускорить развитие мелкой моторики. Процесс вязания не только снимает напряжение и успокаивает, он развивает мелкую моторику и координацию движений руки, именно он станет важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Обучение дошкольников вязанию было организовано в форме занятий кружка. Работа была рассчитана на 2 года: старшая и подготовительная к школе группы.
Первый год обучения был посвящен знакомству детей с материалами, изделиями, инструментами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель.
Второй год - закреплению умению вязать цепочки из воздушных петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
Основной задачей первого этапа обучения являлось формирование у детей интереса и желания научится вязать. В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок, набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок.
Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно.
Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для формирования положительных качеств личности, необходимых ребёнку в его дальнейшем обучении в школе.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребёнка находится только один инструмент (крючок, а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить, её поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий. Но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Обучение технике вязания крючком возможно рассматривать как эффективное средство развития мелкой моторики дошкольников.
Что же получаем в результате?
Формирование устойчивого и сосредоточенного внимания; трудолюбия и усидчивости; накопление ребенком двигательного и практического опыта, развитие мелких мышц кисти; развитие механизмов, необходимых для овладения письмом; приобретение навыков и умений вязания крючком.