Статья: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста»

Марина Бажина
Статья: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста»

В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую ступень развития.

Для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе,ему необходимо за время обучения и воспитания в детском саду достичь определенного уровня развития мышления. Воспитатели и родители знакомят ребенка с окружающим миром-сообщают ему разнообразные знания о природе и об общественной жизни, без чего было бы невозможно развитое мышление. Однако следует отметить, что запоминание отдельных фактов и пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не могут обеспечить полноценное развитие мышления ребенка.

Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят о предметах,которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время.

Анализ,синтез,сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом: разделением его на части, соединение частей в единое целое. Мышление ребенка раннего возраста неразрывно связано с речью, но пока еще носит наглядно-действенный характер, однако уже на этом этапе можно развивать его, проводя систематическую работу по формированию мыслительных операций.

Планируя работу с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка:

1) За основу возьмем основные мыслительные операции- анализ и синтез сравнение обобщение и классификация.

2)Выбор темы:

• окружающий мир;

• игрушки;

• дом и семья.

Задания для развития мышления детей раннего возраста

Анализ и синтез

• На прогулке рассмотреть цветок и проговорить части строения (стебель, цветок, листья);

• собрать и разобрать пирамидку, проговорить ее части ;

• отройте шкаф на кухне,достаньте и назовите предметы, что в нем лежали.

Сравнение

• Возьмите два камешка/цветочка/листика/снежка и проч. и сравните их. Найдите различия по цвету, форме,величине, веществу. Найдите общее;

• Сравните в игре две игрушки, находя в них общее и отличия (например, эта кукла мягкая, а та твердая, но обе имеют длинные волосы;это красная машинка, а та зеленая, но и у той и у другой есть колеса);

• Сравните с ребенком предметы домашнего обихода (и папа и ребенок едят ложкой, у папы большая ложка, а у ребенка маленькая).

Обобщение

• Идите по улице и сравнивайте машины (маленькая/большая, синяя/зеленая/красная и др., но называются они одним словом-это все машины);

• Складывайте игрушки в мешок,называйте каждую, потом проговаривайте, что одним словом это называется "игрушки";

• Одеваясь, проговаривайте,что одеваете, а потом говорите,что одним словом -это все одежда.

Классификация

• Попросите ребенка разложить камешки в две кучки-большую и маленькую;

• Возьмите красный и желтый пакеты и игрушки этих же цветов,попросите ребенка сложить красные игрушки в красный мешок, а желтые-в желтый ;

• Попросите ребенка помочь Вам разобрать носки - папины положить в одну стопочку, а его носочки -в другую.

Задания являются примерными. Придумать подобные задания можно с любым материалом. Для получения результата необходимо проводить такие игры-задания систематично и обращать внимание на четкое проговаривание действий.

Задания для развития мышления детей младшего дошкольного возраста

Анализ и синтез

• Гуляя в лесу/ в парке попросите ребенка рассказать, что такое лес/парк. Там растут деревья, кусты, трава, цветы, живут звери,птицы. Ребенок способен выполнить задания,глядя на иллюстрацию или рисунок;

• Соберите домик из строительного материала, попросите ребенка рассказать из каких элементов построен домик. После этого попросите рассказать из каких элементов построен дом, в котором живете вы или который виден из окна;

• Посоветуйтесь с малышом,что необходимо взять, чтобы сварить суп/компот и т. п.

Сравнение

• Рассмотрите два дерева, сравните их. Сначала предложите ребенку сделать это самостоятельно, потом помогите найти сходства и различия. ;

• Возьмите две любые игрушки, попросите ребенка сравнить их. Сначала пусть малыш попробует самостоятельно найти сходства и различия. Иногда дети находят такие сравнения, которые взрослые могут и не придумать. Потом помогите ему. ;

• На кухне попросите ребенка сравнить две тарелки/кастрюли, чем они похожи и чем отличаются. Дети легче видят различия между предметами, помогите малышу найти как можно больше общего.

Обобщение

• Рассмотрите с ребенком различных насекомых живых или нарисованных, назовите каждое, а потом спросите, как они называются одним словом;

• Возьмите три разные игрушки одного цвета. Спросите у ребенка что у них общего. Не останавливайтесь только на цвете. Обратите внимание что это все игрушки. Могут быть еще общие свойства: мягкие\пушистые \могут издавать звуки. ;

• В магазине рассмотрите с ребенком содержание корзинки. Спросите для чего вы взяли те или иные продукты. Например, эти-для еды, порошок и мыло -для стирки и т. д.

Классификация

• Рассмотрите картинки домашних и диких животных. Попросите ребенка разделить их на две группы. Дети,которые часто выполняют подобные задания, сами способны выбрать основания. Если не получается, то уточните,что одни живут в лесу -дикие, а другие, которые живут рядом с человеком- домашние. ;

• Разработайте систему хранения игрушек: кубики-в коробке, резиновые игрушки-в пластиковый ящик, мягкие -в мешках. Объясняйте ребенку, убирая игрушки в свои домики, делайте это вместе с малышом. Постепенно ребенок научится самостоятельно раскладывать игрушки по местам. ;

• Возьмите с ребенком фотографии членов семьи и составьте генеалогическое древо.

Задания для развития мышления детей старшего дошкольного возраста

По мере взросления ребенка, развитие его мыслительных процессов и расширения кругозора задания усложняются. В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить экспериментальную деятельность, задания на бытовом материале постепенно дополнять заданиями с научным содержанием.

Анализ и синтез

• Попросите ребенка нарисовать природное явление: грозу, извержение вулкана, радугу и др. А потом описать его. Ребенок должен описать основные признаки.

Сравнение

• Попросите ребенка сравнить снег,лед, воду, а потом предложите эксперимент для подтверждения или опровержения его слов. Проговорите,что вам понадобится снег, лед и вода, где их взять или как их сделать. Проведите наблюдения, сделайте выводы. Нарисуйте то, что наблюдали.

Обобщение

• Прикрепляя рисунок ребенка магнитом к холодильнику, спросите,почему магнит не "липнет" к стене. Спросите, какие предметы взаимодействуют с магнитом,а какие нет. Предложите эксперимент для проверки. Проговорите, что вам понадобится, приготовьте все и проведите исследование. У вас получатся две группы предметов. Попросите ребенка охарактеризовать каждую и сформулировать вывод о том, что притягивается к магниту,а что нет. Зафиксируйте результаты опыта.

Классификация

• Соберите с ребенком материал для гербария. Попросите разделить материал по группам. Пусть ребенок сам выберет основания, их может быть несколько: по цвету, по величине,по принадлежности к тому или иному дереву/кустарнику. Сделайте гербарий. К нему можно возвращаться периодически и предлагать классифицировать по-новому.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Актуальность: Именно с логического мышления начинается.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 июня 2019 в 21:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

Мастер-класс «Театральная настольная ширма из бросового материала»
Лето - прекрасное время года! Сколько удивительных открытий и яркого творчества! Тема текущей недели - "В мире театра"! Тема очень интересная для моих...
Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...
Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших...
«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы. Подготовительная группа. Цель:...