Лучший педагог года

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Марина Бажина
Развитие мышления у детей дошкольного возраста

В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую ступень развития.

Для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе,ему необходимо за время обучения и воспитания в детском саду достичь определенного уровня развития мышления. Воспитатели и родители знакомят ребенка с окружающим миром-сообщают ему разнообразные знания о природе и об общественной жизни, без чего было бы невозможно развитое мышление. Однако следует отметить, что запоминание отдельных фактов и пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не могут обеспечить полноценное развитие мышления ребенка.

Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят о предметах,которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время.

Анализ,синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом: разделением его на части, соединение частей в единое целое. Мышление ребенка раннего возраста неразрывно связано с речью, но пока еще носит наглядно-действенный характер, однако уже на этом этапе можно развивать его, проводя систематическую работу по формированию мыслительных операций.

Планируя работу с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка :

1) За основу возьмем основные мыслительные операции- анализ и синтез сравнение обобщение и классификация.

2) Выбор темы :

• окружающий мир;

• игрушки;

• дом и семья.

Задания для развития мышления детей раннего возраста

Анализ и синтез

• На прогулке рассмотреть цветок и проговорить части строения (стебель, цветок, листья);

• собрать и разобрать пирамидку, проговорить ее части ;

• отройте шкаф на кухне,достаньте и назовите предметы, что в нем лежали.

Сравнение

• Возьмите два камешка/цветочка/листика/снежка и проч. и сравните их. Найдите различия по цвету, форме,величине, веществу. Найдите общее;

• Сравните в игре две игрушки, находя в них общее и отличия (например, эта кукла мягкая, а та твердая, но обе имеют длинные волосы;это красная машинка, а та зеленая, но и у той и у другой есть колеса);

• Сравните с ребенком предметы домашнего обихода (и папа и ребенок едят ложкой, у папы большая ложка, а у ребенка маленькая).

Обобщение

• Идите по улице и сравнивайте машины (маленькая/большая, синяя/зеленая/красная и др., но называются они одним словом-это все машины);

• Складывайте игрушки в мешок,называйте каждую, потом проговаривайте, что одним словом это называется "игрушки";

• Одеваясь, проговаривайте,что одеваете, а потом говорите,что одним словом -это все одежда.

Классификация

• Попросите ребенка разложить камешки в две кучки-большую и маленькую;

• Возьмите красный и желтый пакеты и игрушки этих же цветов,попросите ребенка сложить красные игрушки в красный мешок, а желтые-в желтый ;

• Попросите ребенка помочь Вам разобрать носки - папины положить в одну стопочку, а его носочки -в другую.

Задания являются примерными. Придумать подобные задания можно с любым материалом. Для получения результата необходимо проводить такие игры-задания систематично и обращать внимание на четкое проговаривание действий.

Задания для развития мышления детей младшего дошкольного возраста

Анализ и синтез

• Гуляя в лесу/ в парке попросите ребенка рассказать, что такое лес/парк. Там растут деревья, кусты, трава, цветы, живут звери,птицы. Ребенок способен выполнить задания,глядя на иллюстрацию или рисунок;

• Соберите домик из строительного материала, попросите ребенка рассказать из каких элементов построен домик. После этого попросите рассказать из каких элементов построен дом, в котором живете вы или который виден из окна;

• Посоветуйтесь с малышом,что необходимо взять, чтобы сварить суп/компот и т. п.

Сравнение

• Рассмотрите два дерева, сравните их. Сначала предложите ребенку сделать это самостоятельно, потом помогите найти сходства и различия. ;

• Возьмите две любые игрушки, попросите ребенка сравнить их. Сначала пусть малыш попробует самостоятельно найти сходства и различия. Иногда дети находят такие сравнения, которые взрослые могут и не придумать. Потом помогите ему. ;

• На кухне попросите ребенка сравнить две тарелки/кастрюли, чем они похожи и чем отличаются. Дети легче видят различия между предметами, помогите малышу найти как можно больше общего.

Обобщение

• Рассмотрите с ребенком различных насекомых живых или нарисованных, назовите каждое, а потом спросите, как они называются одним словом;

• Возьмите три разные игрушки одного цвета. Спросите у ребенка что у них общего. Не останавливайтесь только на цвете. Обратите внимание что это все игрушки. Могут быть еще общие свойства : мягкие\пушистые \могут издавать звуки. ;

• В магазине рассмотрите с ребенком содержание корзинки. Спросите для чего вы взяли те или иные продукты. Например, эти-для еды, порошок и мыло -для стирки и т. д.

Классификация

• Рассмотрите картинки домашних и диких животных. Попросите ребенка разделить их на две группы. Дети,которые часто выполняют подобные задания, сами способны выбрать основания. Если не получается, то уточните,что одни живут в лесу -дикие, а другие, которые живут рядом с человеком- домашние. ;

Разработайте систему хранения игрушек: кубики-в коробке, резиновые игрушки-в пластиковый ящик, мягкие -в мешках. Объясняйте ребенку, убирая игрушки в свои домики, делайте это вместе с малышом. Постепенно ребенок научится самостоятельно раскладывать игрушки по местам. ;

• Возьмите с ребенком фотографии членов семьи и составьте генеалогическое древо.

Задания для развития мышления детей старшего дошкольного возраста

По мере взросления ребенка, развитие его мыслительных процессов и расширения кругозора задания усложняются. В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить экспериментальную деятельность, задания на бытовом материале постепенно дополнять заданиями с научным содержанием.

Анализ и синтез

Попросите ребенка нарисовать природное явление : грозу, извержение вулкана, радугу и др. А потом описать его. Ребенок должен описать основные признаки.

Сравнение

• Попросите ребенка сравнить снег,лед, воду, а потом предложите эксперимент для подтверждения или опровержения его слов. Проговорите,что вам понадобится снег, лед и вода, где их взять или как их сделать. Проведите наблюдения, сделайте выводы. Нарисуйте то, что наблюдали.

Обобщение

• Прикрепляя рисунок ребенка магнитом к холодильнику, спросите,почему магнит не "липнет" к стене. Спросите, какие предметы взаимодействуют с магнитом,а какие нет. Предложите эксперимент для проверки. Проговорите, что вам понадобится, приготовьте все и проведите исследование. У вас получатся две группы предметов. Попросите ребенка охарактеризовать каждую и сформулировать вывод о том, что притягивается к магниту,а что нет. Зафиксируйте результаты опыта.

Классификация

• Соберите с ребенком материал для гербария. Попросите разделить материал по группам. Пусть ребенок сам выберет основания, их может быть несколько : по цвету, по величине,по принадлежности к тому или иному дереву/кустарнику. Сделайте гербарий. К нему можно возвращаться периодически и предлагать классифицировать по-новому.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Актуальность: Именно с логического мышления начинается.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством Тико-конструктора» Современное общество требует для развития государства поколение людей мыслящих, творчески думающих, умеющих решать нестандартные задачи,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Логические задачи» Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (методические рекомендации).

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июня 2019 в 21:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД