Приложение МААМ

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

Виктория Кожевникова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок»

«Духовная жизнь вашего ребёнка

полноценна тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок» размещена в разделах

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.

Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Следует отметить, что развитие познавательной активности в процессе обучения детей отгадыванию и составлению загадок не нашло должного места в практической работе ДОУ : работа с загадками основывается в основном на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности.

В основе всех определений лежат схожие признаки:

• по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

• описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

• как правило, описание лаконично;

загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Работа, посвященная отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

В “чудесный мешочек” воспитатель помещает четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей, рассматриваются его признаки, свойства и функциональная принадлежность.

Все предметы выставляются на стол так, чтобы они хорошо были видны детям. Затем воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают загадку и доказывают отгадку.

Игровое упражнение заканчивается тем, что воспитатель спрашивает, какая из загадок понравилась детям больше всего, просит ее повторить, помогает ее вспомнить.

Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна. Можно привлекать детей к загадыванию известных им загадок; повторять старые загадки, но уже без наглядности.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей дошкольного возраста. Работа должна идти следующим образом:

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой объект по цвету? Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

По цвету

По действиям

По форме

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. (Воспитатель ставит подходящую картинку в первой строчке левой части таблицы.)

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

- Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар : "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели, "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.

Модель 2 (работа с конвертами)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

По окончании работы проводиться выразительное чтение загадки

Параллельно нами была организована работа, направленная на формирование и развитие умения аргументировано и грамотно объяснить свой ответ на заданную загадку. Мы используем игры соревновательного характера «Кто правильнее докажет», «Кому я больше верю?» «Кто точнее?

Трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения:

- недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;

- невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;

- частое непонимание образных сравнений или их игнорирование;

Таким образом, можно прийти к выводу, что загадки могут быть действенным средством развития познавательной активности дошкольников, если при этом будет происходить обучение отгадыванию и составлению загадок.

Если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, то детям будут доступны и понятны способы отгадывания и составления загадок. Использование обучения отгадыванию и составлению загадок осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Таким образом, при использовании методики обучения отгадыванию и составлению загадок происходит развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Когда алгоритм составления загадок усвоен детьми, предлагаются следующие формы работы:

- составлять загадки коллективно для одного отгадывающего.

- составлять загадки для подгруппы детей.

- разбить детей на команды и организовать соревнование между командами.

-предложить составить загадки дома, и подключить к домашней работе родителей. Тогда необходимо выдать детям бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется (родителем) и рисуется (ребенком) загадка, на другой — ответ. Ребенку дается опора устно (она хорошо запоминается).

Здесь мы не используем составление загадок в уме, т. к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Используя данные технологии, качественно решается задача составления детьми загадок, образных сравнений.

Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Обязательно сохраняйте работы детей. Проанализируйте созданные тексты, спланируйте пути дальнейшего развития речи ребенка. Собрав творческие работы и дополнив их рисунками – иллюстрациями можно создать первую книгу речевого и изобразительного творчества детей своей группы!

Перспективный план работы клуба для родителей «ГОВОРУН»

Содержание мероприятия 1. Консультация: «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

2. Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста

3. Обратная связь: «О чем хотите спросить?» (логопед отвечает на вопросы родителей). 1. Презентация: «Технологии ТРИЗ».

Памятка для родителей «ТРИЗ в развитии речи»

2. Семинар-практикум : «Составление сравнений : модельI, модель II»

3.«Игротека для родителей» 1 . Консультация: «"Волшебники" – помощники ТРИЗ».

2. «Памятка для родителей «ТРИЗ в развитии речи»

3 .Семинар-практикум : «Составление загадок»

4. «Игротека для родителей» 1. Консультации по запросу родителей

2. «Игротека для родителей» 1. Консультация: «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребенка).

2. Практикум создание книги «Играют родители» (по загадкам, созданным родителями на семинаре с иллюстрациями детей). :

3. Обратная связь: «О чем хотите спросить?» (логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема, цель мероприятия

Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 6-7 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы для детей с нарушением речи. Тема: «Развитие словарного запаса детей через использование технологии создания сравнений».

Цель: познакомить родителей с моделями составления сравнений (технология ТРИЗ) Тема: «Учимся создавать загадки».

Цель: познакомить родителей с технологией составления загадок, способствующей развитию фантазии детей, мышления и образной речи. Тема: «Индивидуальные консультации».

Цель: дать рекомендации по развитию речи ребенка Тема : «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Цель: дать рекомендации родителям на летний период по использованию игр «Игротеки для родителей»

Сроки проведения сентябрь

октябрь

декабрь февраль-

апрель май

Игротека для родителей

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).

Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

«Антонимы в сказках и фильмах»

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

" Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

• Все пуговицы;

• Все ножницы;

• Все спички;

• Все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребё нок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

• Живая вода;

• Цветик-семицветик;

• Сапоги-скороходы;

• Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень. (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка. (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники. (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп. (жидкий).

Лес густой, а иногда. (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет. (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие?

- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласкою и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

- Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

«Чудесные превращения»

Игру можно построить следующим образом: детям раздают наборы геометрических фигур и листы бумаги, на которых нарисованы абстрактные формы в виде пятен, закорючек и т. п., служащих отправной точкой будущего изображения. Каждую опору (отдельно или несколько опорных пятен сразу) предлагают достроить до целостного изображения с помощью, например, треугольников (или квадратов, или кругов, или используя различные фигуры). По готовым работам можно придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.

«Веселые картинки»

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем : картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

«Что общего»

Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

«Хороший - плохой»

В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?

Список используемой литературы

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – Москва: Просвещение, 1976. –127с.

• Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста : Автореф. дис. …к. п. н. – Барнаул, 2000. – 170 с.

• Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26.

• Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – N4. – с 35-30.

• Нестеренко А. А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995. – 170 с.

• Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999. – 250 с.

• Путешествие по Стране Загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – Москва, 1986.- 160 с.

• Сирбиладзе П. Г. Познавательные интересы дошкольников : Автореф. дис. … к. п. н. – Тбилиси, 1966. – 165 с.

• Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб., 2001. – 100.

• Ж/л «Дошкольная педагогика»№8,2009г., стр. 43-45

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Выложи узор»Дидактическая игра «Выложи узор» Дидактическая игра "Выложи узор" - основа разноцветные пуговицы. Цель игры - развитие у детей дошкольного возраста логического,образного.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
Опубликовано: 6 марта 2013 в 22:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кожевникова (УИ 48781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД