Получи документы

Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях

Большакова Марина Гилимовна
Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

Учитель-логопед, учитель начальных классов:

Большакова Марина Гилимовна

Публикация «Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях» размещена в разделах

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Универсальные учебные действия — это совокупность способов действий обучающегося (а так же связанных с ним навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию процесса, в основе которого лежат личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.

Обучающиеся с речевыми нарушениями, имеют ряд особенностей, затрудняющих формирование у них УУД в процессе школьного обучения :

1) недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя;

2) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

3) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

4) недостаточное развитие связной речи.

Проектируемые логопедические занятия должны быть направлены на коррекцию указанных нарушений и сопряжены с задачами формирования УУД.

Чтобы построить работу по успешному формированию универсальных учебных действия у детей с речевыми нарушениями, учитель-логопед должен осознавать важность формирования УУД школьников, знать их вид и сущность, а также диагностические методики, позволяющие выявить уровень развития УУД; владеть педагогическими приёмами их формирования; уметь конструировать учебно-коррекционный процесс с учётом необходимости формирования качеств и навыков УУД.

Предлагаю вашему вниманию упражнения, направленные на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, планирования своих действий и самоконтроля на занятиях.

Разнообразие образовательных программ, возросший объём информации приводит к тому, что ребёнок, в силу незрелости его психических функций, оказывается не в состоянии усвоить программный материал в полном объёме. В результате этого снижается мотивация к учебной деятельности и познавательная активность ребёнка. Поэтому научить ребёнка осуществлять полноценную учебную деятельность можно, сформировав у него познавательные учебные действия, которые обеспечивают самостоятельное усвоение знаний и вырабатывают навыки учебной работы. Сформировать познавательные УУД ребёнка невозможно без определённого уровня развития у него словесно-логического мышления.

Словесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Задания на развитие словесно-логического мышления, как познавательных УУД младших школьников с нарушением устной и письменной речи на логопедических занятиях

Логические задачки

Цель: развитие словесно-логического мышления, профилактика аграмматизмов.

• К врачу пришёл дедушка. Кто заболел?

• Лес позади дома. Что впереди?

• За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

• Над лесом взошла луна. Что внизу?

• Саша зашёл за другом. Кто был дома?

Как сказать короче?

Цель: развитие навыка краткости высказываний.

Это был такой день, который нельзя забыть.

Он любит свою Родину.

Я очень скучал, потому что никого не было, и я был один.

Человек, управляющий оркестром, вошёл в зал.

У туристов была остановка в пути для отдыха.

Закончи предложение.

Цель: развитие языкового анализа, путём логического завершения предложений.

Мама улыбнулась, потому что

Дети прибежали домой,

Собака грозно зарычала,

Мама открыла окно,

Петя громко вскрикнул,

Бабушка включила телевизор,

У Саши заболело горло,

Собака весело завиляла хвостом,

Скажи грамотно.

Цель: развитие языкового анализа путём исключения повторения мысли.

1. Мама посолила суп солью. (Мама посолила суп)

2. В деревне жили старики.

3. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

4. К весне зелень зазеленела.

5. У юры жил молодой котёнок.

6. Ковёр запылился пылью.

7. Мама натопила жирный жир.

8. Потолок побелили белилами.

Выбери правильный вариант

Цель: научить ребёнка относить предметы к общему родовому понятию.

Время года (год, месяц, весна, день, понедельник).

Часть речи (окончание, приставка, глагол, корень).

Член предложения (имя существительное, имя прилагательное, глагол,

сказуемое, предлог).

Найди правильное утверждение.

Цель: научить ребёнка определять причинно-следственные зависимости.

Задание: найди правильное утверждение.

1. Взошло солнце, потому - то стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

2. Грачи прилетели, потому что пришла весна.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Задачи на сравнение.

Цель: научить сравнивать объекты.

Антон учится лучше Ани. Аня учится лучше Светы. Кто из них учится хуже?

Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает

быстрее всех?

Доказательство

Цель: научиться строить связное высказывание.

Докажи, что один предмет отличается от других по каким - либо признакам.

-петух, гусь, воробей

-ёлка, берёза, сосна

Развитие умозаключения.

Сделай вывод.

Цель: научиться делать умозаключение.

Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит. (она вырастет).

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит.

Распредели слова по логическому принципу.

Цель: научить ребёнка распределять слова по логическому принципу.

-май, март, апрель

-ночь, утро, вечер, день

Ответь на утверждение «да» или «нет»

Цель: развитие мыслительных процессов.

-Приставка — это член предложения.

-В одном слове может быть два корня.

-В русском алфавите 33 буквы.

-Сколько в слове букв, столько и звуков.

-В русском языке существует 6 гласных звуков.

Распределение слов на две группы

Цель: научить ребёнка классифицировать предметы по определённому

признаку.

Имя прилагательное, подлежащее, глагол, дополнение, имя существительное, сказуемое.

Понедельник, декабрь, июль, пятница, февраль, март, среда, воскресенье.

Работа над предложением.

Игра «Закончи определение»

Цель: Сформировать у ребёнка умение и навык составления определений.

Улей - это … для пчёл.

Яблоня-это, на котором растут яблоки.

Приставка - это часть, которая. .

Существительное — это, которая обозначает предмет.

Окончание — это …, которая служит для … .

Скажи грамотно.

Цель: развитие языкового анализа путём исключения повторения мысли.

1. Мама посолила суп солью. (Мама посолила суп)

2. В деревне жили старые старики.

3. На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

4. К весне зелень зазеленела.

Зашифруй пословицы.

Цель: развитие языкового анализа и синтеза, работа над составлением

фразеологизмов.

Задание: пользуясь ключом к шифру, зашифруйте пословицы в виде двузначных чисел.

1. один отрежь 5- цыплят по осени

2. что посеешь 6- пока горячо

3. считают 7- то и пожнёшь

4. не всё золото 8- что блестит

5. куй железо 9- семь раз отмерь

Ответы: 9-0, 1-7, 5-2, 3-8, 4-6.

Формирование способности обучающихся применять универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Материал может быть полезен учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с. :ил.

2. Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий / Л. М. Козырева; художник Е. П. Масленникова. — Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2001. 80 с. : ил.

3. Кондратенко О. А. Состав слова: методическое пособие по развитию морфемного анализа и синтеза, навыков словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / О. А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2008.-72 с.

4. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) : книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. В., Бурина Е. Д и д. р. - СПб. : КАРО, 2006. — 112 с.

5. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников : задания и упражнения / авт. -сост. Л. В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2011.-99 с.

6. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова; художник В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с. : ил.

7. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших

школьников : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова; художник В. Х Янаев. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 144 с. : ил.

Публикации по теме:

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Большакова Марина Гилимовна (УИ 2661604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД