Мария Попова
Развитие продуктивного диалога дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как же развивать речевую деятельность? Наверное, с поддержки мотивации общения. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные задачи. Если в школе это задачи учебные, то в ДОУ это содержательные задачи, имеющие противоречия, с недостающими данными, решаются неоднозначно, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.
Публикация «Развитие продуктивного диалога дошкольников» размещена в разделах
Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества. Необходимо учить этому детей, тогда диалог будет не просто формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная, а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с педагогов решение задач детьми.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:
Постановка вопросов;
Работа в парах, группах;
Ведение групповой и общеклассной дискуссии (преемственности с начальной школой).
Организация работы на первом и втором этапах возможна как в начальной школе, так и в ДОУ (если обучение диалогу в ДОУ не велось). Третий этап, организация которого приходиться на период начальной школы, указан с целью осознания педагогом ДОУ «ненапрасности» своих усилий по развитию речевой деятельности детей и непрерывности образования.
Этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка при организации развития его речевой деятельности. Известно, что дошкольный период – время задавания вопросов. Так давайте же не станем осекать малыша, будем поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать не «хорошо отвечающего» ребенка, а «хорошо спрашивающего», причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.
Важным элементом является также обучение культуре ведения диалога, которое можно разделить на два этапа:
Создание педагогом атмосферы доверия и выработка этикета взаимодействия – общекультурных норм дискуссии (дети постепенно научаются установлению глазной и тактильной контакт с партнером по совместным действиям);
Перевод отношений личной симпатии – антипатии детей в план содержательных, предметных отношений.
Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях они не слышат высказывания сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: «Скажите МНЕ…», «Все глазки на МЕНЯ…». Стоит ему только исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: «ВстаЛИ…», «ДостаЛИ карандаши…», и отражать в словах факт своего сопрочастия, совместного сотрудничества: «ОткроЕМ тетради…», «ЗаштрихуЕМ…», как мы обнаружим, что он стал ближе к детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к детям, как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим воспитанникам, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями.