МААМ-картинки

Развитие продуктивного диалога дошкольников

Мария Попова
Развитие продуктивного диалога дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Как же развивать речевую деятельность? Наверное, с поддержки мотивации общения. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные задачи. Если в школе это задачи учебные, то в ДОУ это содержательные задачи, имеющие противоречия, с недостающими данными, решаются неоднозначно, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.

Публикация «Развитие продуктивного диалога дошкольников» размещена в разделах

Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества. Необходимо учить этому детей, тогда диалог будет не просто формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная, а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с педагогов решение задач детьми.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:

Постановка вопросов;

Работа в парах, группах;

Ведение групповой и общеклассной дискуссии (преемственности с начальной школой).

Организация работы на первом и втором этапах возможна как в начальной школе, так и в ДОУ (если обучение диалогу в ДОУ не велось). Третий этап, организация которого приходиться на период начальной школы, указан с целью осознания педагогом ДОУ «ненапрасности» своих усилий по развитию речевой деятельности детей и непрерывности образования.

Этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка при организации развития его речевой деятельности. Известно, что дошкольный период – время задавания вопросов. Так давайте же не станем осекать малыша, будем поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать не «хорошо отвечающего» ребенка, а «хорошо спрашивающего», причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.

Важным элементом является также обучение культуре ведения диалога, которое можно разделить на два этапа:

Создание педагогом атмосферы доверия и выработка этикета взаимодействия – общекультурных норм дискуссии (дети постепенно научаются установлению глазной и тактильной контакт с партнером по совместным действиям);

Перевод отношений личной симпатии – антипатии детей в план содержательных, предметных отношений.

Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога. Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях они не слышат высказывания сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: «Скажите МНЕ…», «Все глазки на МЕНЯ…». Стоит ему только исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: «ВстаЛИ…», «ДостаЛИ карандаши…», и отражать в словах факт своего сопрочастия, совместного сотрудничества: «ОткроЕМ тетради…», «ЗаштрихуЕМ…», как мы обнаружим, что он стал ближе к детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.

Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к детям, как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим воспитанникам, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями.

Публикации по теме:

Развитие творческой инициативы дошкольников Поддержка и развитие детской инициативы - это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии.

Физическое развитие дошкольников Автор: Немерова Евгения Владимировна Должность: инструктор по физической культуре Место работы: МБДОУ №9 г Боготол Красноярский край Название.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

«Непоседа Ветерок». Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания д. п. н. О. В. Чиндиловой Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания д. п. н. О. В. Чиндиловой Учитель – логопед МБДОУ детский сад № 17 г. Крымска.

Развитие детской инициативы у дошкольников В соответствие с нормами ФГОС актуальность проблемы развития детской инициативы стала одной из главных. Подменное восприятие детской невоспитанности.

Развитие речевого дыхания дошкольников Правильное речевое дыхание является основной звучащей речи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное дыхание поможет.

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный».

Сценарий продуктивного досуга «Осенинки — именинники Осени»Сценарий продуктивного досуга «Осенинки — именинники Осени» Праздник осенних именинников во второй группе раннего возраста «Бабочки» Цель: создать радостное настроение, способствовать сплочению детского.

Сенсорное развитие дошкольников С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —.

Занятие по экологическому воспитанию с использованием технологии проблемного диалога «Почему птицы летают» Прогр. Сод. : Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие продуктивного диалога дошкольников
Опубликовано: 25 января 2018 в 16:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие продуктивного диалога дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Попова (УИ 1267939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД