МААМ-картинки

Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников» (8 фото)

анастасия румянцева
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

"Развитие речевой культуры у дошкольников"

Культура речи - область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное

достижение цели общения при соблюдении языковых правил,

этических норм, ситуативных требований и эстетических

установок.

В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка.

При развитии культуры речи человек имеет четыре

крупных ориентира:

совокупность норм литературного языка,

Публикация «Конспект занятия „Развитие речевой культуры у дошкольников“» размещена в разделах

совокупность этических установлений своего народа,

совокупность целей и обстоятельств общения,

национальное представление о красоте речи.

Соответственно выделяются языковой, этический,

коммуникативный и эстетический факторы и соответственно

компоненты Культуры речи.

Правило, правильность, норма это центральные понятия

Культуры речи, действующие во всех ее сферах.

Культура речи предполагает - наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Развивать культуру речи у дошкольников невозможно без общения.

Также не менее важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у своих воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:

Формировать, а также развивать знания, умения и навыки культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Вся работа по развитию культуры речевого развития у дошкольников старшего возраста состояла из 3-х этапов.

1 этап. Начальный.

"Развитие и поддержание интереса к правилам вежливого обращения, знакомство с правилами культурного речевого общения, корректировка знаний у детей правил вежливости».

Задачи:

Побуждать соблюдать правила вежливого общения.

Уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения.

Пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.

Обращаться с просьбой, чётко её излагая.

Развивать стремление употреблять в речи вежливые формы обращения.

Воспитывать стремление вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Чтобы заинтересовать детей я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности - это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.

Собеседники (дети исполняют определённые роли). Они должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д., и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

2 этап.

Отрабатывать и закреплять культуру речевого общения.

Игры (дидактические, сюжетно –ролевые)

Создание специальных ситуаций.

Праздники и развлечения.

Режимные моменты.

Другие виды занятий.

Задачи:

Учить детей активно учавствовать в обсуждении поступков героев.

Закреплятьп умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях, соблюдая правила речевого поведения.

Развивать у детей невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика).

Развивать у детей навыки общения при анализе и обсуждении поступков литературных героев и т. д.

Воспитывать у детей речевую сдержанность.

Развивая культуру речи у детей старшего дошкольного возраста, я использовала и кружковую деятельность для закрепления знаний и умений. Мой кружок назывался «Раз словечко, два словечко…»

Здесь хочется добавить что, основу игровой обучающей ситуации составлял сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

-игры – путешествия,

- игры – импровизации

- игры – драматизации,

Во время второго этапа

Совместно с детьми были разработаны следующие правила:

Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.

Будь всегда приветлив и вежлив.

На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.

Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

С уважением относись к труду старших и товарищей.

Подними и подай оброненный кем-то предмет.

Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

Умей признать, что был неправ.

Хочу добавить что, развивая культуру речевого развития детей в ДОУ нельзя забывать о том, что важно развивать её и в повседневной жизни, и в разных видах самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д.

Хочется отметить что, большую роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как гласит пословица:

«ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».

Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, организовывались прогулки выходного дня, привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы развития культуры, её значение, сущность, необходимость.

3 этап.

Самостоятельное применение правил культуры общения детьми в соответствии с жизненными ситуациями.

Задачи:

Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы детей.

Развивать у детей положительные эмоции, доброжелательный настрой от стремления действовать по правилам культуры речевого общения.

Воспитывать у детей в практике общения с другими людьми привычку культурного поведения.

Третий этап в основном состоит из наблюдений за действиями детей, а также небольшой помощи, которая оказывалась лишь в том случае - если ребёнок сам затруднялся действовать.

К концу года многие родители отметили, что поведение детей в конфликтных ситуациях изменилось. Они стараются решить его посредством речи, а не драки. Также изменилось общение детей со сверстниками. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

У детей сформировались знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками

Дети соблюдают нормы и правила общения в речевой деятельности с окружающими.

Итогом моей работы стало желание продолжить развивать речевую культуру у дошкольников. Так как это даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»
Фото «Развитие речевой культуры у дошкольников»
Конспект занятия - фото
В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка Все конспекты Развитие речи Конспекты занятий НОД Темочки совокупность этических установлений своего народа совокупность целей и обстоятельств общения национальное представление о красоте речи Соответственно выделяются языковой этический коммуникативный и эстетический факторы и соответственно компоненты Культуры речи Правило правильность норма это центральные понятия Культуры речи действующие во всех ее сферах
Публикации по теме:

Формирование речевой культуры ребенка посредством театрализованной деятельности В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

«Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста». Из опыта работы Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста Введение Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Конспект занятия по формированию у дошкольников экологической культуры «Транспорт и окружающая среда» Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: - расширить знания детей о природе родного края; - воспитать в детях.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Консультация для родителей «Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников» Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах,.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Развитие мелкой моторики дошкольников с речевой патологией Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями.

Развитие речевой активности в игре младших дошкольников Развитие речевой активности в игре младших дошкольников. Сюжетно – ролевая игра положительно влияет на развитие речи. Играя, ребенок разговаривает.

Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Учебно-тематический план «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» Содержание 1 занятие. Вводное 35 мин. Приветствие. Психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2019 в 18:54
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД