Анастасия Брыкалова
Развитие речи детей через поисково-познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через поисково-познавательную деятельность
Работая по программе воспитание и обучение детей «От рождения до школы» под редакцией К. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая предполагает активную деятельность ребенка, особое внимание уделяю развитию умственно-познавательных способностей детей. Поэтому в моей работе одним из приоритетных направлений является: «Развитие речи детей и осмысление окружающего мира через поисково-познавательную деятельность».
Публикация «Развитие речи детей через поисково-познавательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Работая над методической темой, поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие познавательных способностей;
2. Коррекция и развитие речи;
3. Знакомство с целостной картиной мира.
Одна из характерных и ярких черт дошкольников- любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы в тот же момент. Важно вовремя развить детскую любознательность и привить стойкий интерес. По моему мнению, средством для этого служит познавательные занятия с экспериментальной деятельностью и знакомство с целостной картиной мира, т. е при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Процесс знакомства сводится к выработке сознательного навыка использования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время совместной деятельности с воспитателем учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир через поисково-познавательную деятельность. Дети в процессе деятельности экспериментируют, преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы и другими явлениями. Занимательные поиски и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, решений проблемы, проявлению творчества стимулирует познавательную активность. Результат такой активности проявляется в развитии интеллектуальных способности детей, умении устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Воспитывается самостоятельность, настойчивость, любознательность, происходит развитие психических качеств. Дети осознают смысл произносимых слов, свободно владеют родным языком, диалогической и монологической речью- доказательством.
Знакомство с родным языком и развитие речи- главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении жизни человека. Младший дошкольник в ограниченных пределах может усвоить информацию с помощью слова. Ему понятны только те сведения, которые касаются хорошо знакомых, наглядно-воспринимаемых предметов, людей в привычных ситуациях. В старшем дошкольном возрасте словесные инструкции выполняются при опоре на четкие наглядные представления. Ребенок, приобретая познавательный опыт использует речь для выполнения познавательной функции, осознает смысл произносимых слов.
Различные виды деятельности, восприятие и мышление ребенка постоянно сопровождается речью. Постепенно слово, с одной стороны, становится более конкретным, дифференцированным и четким по значению; с другой- более обобщенным, слитным с образами восприятия и представления. Особенность познавательных занятий с организации экспериментальной деятельности заключается в том, что они всегда построены на совместном творчестве педагога и ребенка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
При выборе мною данной методической темы, фактор ярко выраженного интереса ко всему происходящему вокруг являлся самым значимым. Чтобы интерес не угас, важно его поддержать, вести от знакомства с природой и явлениями до их понимания. Важно обогащать представления детей и включать в познавательную деятельность.
К старшему дошкольному возрасту развитие познавательной деятельности имеет все более существенное значение, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети способны анализировать наблюдаемое, делать выводы о некоторых закономерностях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы, у них формируются элементы миропонимания.