Лучший педагог года

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Бабенко Юлия Анатольевна
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

» Методическая разработка

Методическая разработка:

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является главной в развитии ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности.

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Очень важно. чтобы все стороны, формы и компоненты речи развивались во взаимосвязи друг с другом. Без этого невозможно гармоничное развитие речи. поэтому с самого начала пребывания ребенка в детском саду развивать его речевую активность, активно общаться с ребенком, помогать в его общении с другими детьми, отвечать на его вопросы и задавать их, учить его доказывать и рассуждать.

Содержание игровых методик направлены на развитие слуховой дифференцировки, обучение звуковому анализу слова, обучение звуковому облику слова, развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков.

Цель данных упражнений: развитие речи детей, упражнять детей в правильном звукопроизношении, научить детей отчетливо произносить многосложные слова, развитие слухового внимания.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей два раза в неделю.

Занятие рассчитано на 30 минут и состоит из:

приветствия;

основной часть;

бесед на тему;

игрового упражнения;

заключительной части.

Занятие проводится в игровой форме. Ведущий при обращении к детям должен:

часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и д. р. ;

если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ребенка.

Программы состоит из 3 частей:

Задача упражнений представленных в первой части заключается в том, чтобы сформировать у ребенка умение различать звуки на слух. Если ребенок искаженно произносит или заменяет звуки на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится первая группа упражнений.

С этой целью подбираются упражнения, в которых дети развивают слуховую дифференцировку звуков, обучаются звуковому анализу слов.

Во второй части представлены упражнения на развитие словарного запаса. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Поэтому очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

В третьей части представлены упражнения, целью которых является развитие грамматических навыков. Упражнения направлены на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Материально-технические ресурсы:

Тематический план проведения занятий в соответствии с игровыми методиками и целями программы.

№ недели Цель Среда Пятница

1 Развитие слуха "Назови слова" "Хлоп-хлоп"

2 "Играем со словом" "Путаница"

3 "Придумай новое слово". "Длиннее-короче".

4 Развитие словарного запаса "Игра в слова" "Признак"

5 "Угадай-ка" "Один и много"

6 "Слова-приятели" "Слова-неприятели"

7 "Уменьшение". "Закончи слово"

8 Развитие грамматических навыков "Кто? Что?" "Закончи предложение"

9 Добавь слова" "Составь фразу"

10 "Пропавшие слова". "Найди ошибку".

11 "Объясни". "Что имеется в виду?"

12 "Правильно или нет?". "Рассказ по картинке".

13 "Подбери рифму". "Составь предложение".

Описание упражнений.

Часть 1. Упражнения на развитие слуха.

Упражнение №1. "Назови слова"

(для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1."Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).

Задание №2."Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).

Задание №3."Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп"

(обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

Вариант 1 "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

Вариант 2 "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом"

(обучение звуковому облику слова).

Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т. д. ".

Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т. д. ".

Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т. д. ".

Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т. д. ".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Часть 2. Упражнения на развитие словарного запаса.

Упражнение №1. "Игра в слова".

Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т. п.).

Задание №2."Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром -. , ветер -. , а снег -. , дождь -. , а солнце -. ".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -

бумага -

дерево -

снег -

пух -

стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

" Сравни:

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №3. "Угадай-ка".

Задание: " Отгадай загадку:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит -

Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал -

Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №4. "Слова-приятели"

(упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)

"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №5. "Слова-неприятели"

(упражнение на антонимы).

Задание: " Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;

тупой, мокрый, старший, светлый;

просторный, враг, верх, проиграть;

поднять, день, утро, весна;

зима, завтра, рано, близко;

низко, редко, медленно, радостно;

темно, сел, взял, нашел;

забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №6. "Один и много"

(изменение слов по числам).

Задание №1.

" Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;

город, стул, ухо;

ребенок, человек, стекло;

имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;

цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №7. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол -. ".

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №8. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. " (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Часть 3. Упражнения на развитие грамматических навыков

Упражнение №1. "Кто? Что?"

(составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"'.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №2. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка.. На столе лежат бумага и кра.. В лесу растут гри.. В саду растут цве.. У нас есть петух и.. Зимой бывает хо. .

Упражнение №3. "Добавь слова"

(распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №4. "Составь фразу"

(образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мед.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №5. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем. Черные ___ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ___ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым ___. Гладким ___ оделась река. Ребята построили высокую ___. Быстро мчатся ___ санки. Резкий ___ бьет детям в ___. Мороз щиплет ___. ___ не боятся мороза. Весельем горят их ___ .

3. Стоит жаркая погода: небо ___, солнце светит ___. Коля и Оля идут гулять в поле ___. Они слушают там пение маленьких ___. Они собирают ___. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ___. Маленькие дети торопятся вернуться ___. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Дети испугались ___ грома. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой ___ и их одежда совсем ___ .

Упражнение №6. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №7. "Объясни".

Задание: " Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №8. "Что имеется в виду?"

(тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек

золотая стрела - золотые руки

ядовитый укус - ядовитый взгляд

острый нож - острое слово

низкий стол - низкий поступок

черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №9. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №10. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ. Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

- О чем эта картинка?

- Кто главный герой?

- Что происходит?

- Какие герои нарисованы на картинке?

- Какой у них характер?

- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №11. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;

снег, кошка, кружок, миска;

речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №12. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром". Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Список литературы:

1. Запорожец А. В. Психология. М. ,1965.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979.

3. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. ,2001.

5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.

Публикации по теме:

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста яв-ляется становление начальной коммуникативной компетентности ребен-ка.

Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С возрастом у ребенка возникает потребность в общении. Эта потребность.

Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей,.

Проект по развитию речи «Развитие речи детей в игровой деятельности» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ Старомайнский детский сад № 5 Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в игровой.

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Введение…3 2. Актуальность….3 3. Практическая значимость проекта…. 4.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством пескотерапии Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) посредством пескотерапии Одной из важнейших задач речевого развития.

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Задачи: познакомить родителей с игровыми приемами, направленными.

Самообразование «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: • Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц. Всем хорошо известно, что никто не хочет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 18:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД