Наталия Огольцова
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной речи детей существуют множество проблем:
скудный словарный запас,
неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова,
малоразвита диалогическая речь,
неумение грамотно и доступно формулировать вопрос,
строить краткий или развернутый ответ;
у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
Публикация «„Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
К. Д. Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия.
Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей мнемотаблиц и приемов мнемотехники.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. На основании анализа научной литературы мы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный
Личностный
Деятельностный
Диалогический
Информационный
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
Предметная модель
Предметно-схематическая модель
Графические модели
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Введение элементов схем, символов.
Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности
Введение отрицаний.
Сочетание символов, «чтения» цепочки символов
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Осуществляется перекодирование информации.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.
Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
Принцип интеграции:
Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
Интеграция детской деятельности.
Комплексно-тематический принцип:
Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
Интегративностью
Экономичностью
Здоровьесбережением
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.
Примеры моделей:
Развитие культурно -гигиенических навыков
Рассказывание о растительном, животном и предметном мире
Уход за комнатными растениями
Рассказывание о времени года
Отгадывание, загадывание и придумывание загадок
Заучивание стихотворений
Описание проекта
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы
Сроки выполнения проекта:
Начало: сентябрь 2012г.
Окончание: май 2013 г.
Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.
Объект исследования:
процесс развития речи и мышления детей в средней группе МБДОУ д/с № 172 г. Иркутска
Предмет исследования:
мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.
Задачи проекта:
Образовательные:
обобщить лексический материал по теме “Времена года”;
способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;
закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;
познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;
расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе
Развивающие :
способствовать развитию логического и образного мышления;
способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности;
совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Предполагаемые результаты
в отношении детей :
Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;
Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;
Пополнение и активизация словарного запаса детей;
Развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
Формирование целостности окружающего мира;
Умение договариваться и работать слажено;
умение обратиться к взрослому с вопросом;
умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:
в отношении детей :
через их совместную работу по поиску и сбору информации;
по умению анализировать и систематизировать информацию;
по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
через активное участие в предлагаемых формах работы.
Этапы реализации проекта.
Организационно-подготовительный
Сентябрь - октябрь
Внедренческий
0ктябрь - май
Заключительный
Апрель- май
Организационно-подготовительный этап
Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».
Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
Разработка проекта по теме «Времена года».
Экскурсии и целевые прогулки.
Наблюдения за объектами и явлениями природы.
Беседы.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
Задачей обследования детей является :
оценить уровень словесно-логического мышления;
оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;
выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;
исследовать связную речь детей
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 9 различных тестов
Классификация.
Исключение лишнего
Что в начале, что потом?
Скрытый смысл картин.
Нелепицы.
Загадки.
Времена года
Чего не хватает?
Аналитические задачи.
Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников.
Внедренческий этап
1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
7. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
Уже набрано 9000 символом,презентация не полностью поместилась