Получи документы

Опыт работы «Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к театральной деятельности»

Екатерина Иштокина
Опыт работы «Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к театральной деятельности“» размещена в разделах

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций

Поэтому, с самого раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий. Актуальность работы заключается в том, что в детском саду театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство нравственного, социального, эмоционально – эстетического воспитания детей, которая состоит в том, чтобыобщечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь достоинство, социализация в обществе и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения является приобщение ребенка к миру социальной действительности. Для решения поставленной цели и был разработантворческий проект «Путешествие в сказку», который определил систему воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм, которые способствуют формированию социально-нравственных представлений через театрализованную деятельность. Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по организации театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, чтобы театр стал помощником в социально - нравственном воспитании детей.

Цель проекта: Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказке.

Задачи проекта:

- формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- учить детей элементам театрализованной деятельности;

- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывать интерес к литературным произведениям посредством их обыгрывания и театрализации

- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

- развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; речь детей, диалогическую речь, творческие способности детей посредством перевоплощения в образы сказочных персонажей.

Одной из главных задач, стоящих перед воспитателем, является знакомство ребенка с содержанием сказки, обыграть ее, драматизировать, инсценировать. Это традиционное направление работы со сказкой. Но я в своем проекте предлагаю более подробно остановиться на нетрадиционных формах работы, т. е. научить детей оригинально, непривычно не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования: придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.

Нетрадиционный подход дает ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, восторжествовало бы добро, зло было наказано, но не жестоко, с гуманной точки зрения.

Разыграна на участке сказка «Теремок», во время прогулки, дети сразу поняли, что все звери не поместятся в домике. Было принято решение построить сразу большой дом для всех зверей и жить в нем дружно.

В русской народной сказке «Репка», которая развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми, ребята, посоветовавшись между собой, решили пойти всем вместе помогать деду, вытаскивать репку, не дожидаясь призыва о помощи.

Сказка «Колобок» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, поэтому каждый из зверей уговаривал вернуться Колобка, домой, предостерегали его от хитрой лисы, но так как Колобок их не послушал, они собрались все вместе и выручили Колобка, вернули его домой.

Русская народная сказка «Рукавичка», которая базируется на поговорке «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. При чтении этой сказки сразу все внимание приковано к рукавичке и ее гостям. Про деда, который остался зимой без рукавички, совсем забыли. А как важно рассмотреть все стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. Проанализировав эту сказку, ребята решили нарисовать деду, новые рукавички, чтобы ему не было холодно.

В сказке «Три поросенка», героев которой, дети сконструировали на Ручном труде и разыграли в кукольном театре, злой волк прогонял поросят из домиков. Ребята, подумав над тем, почему же волк это делал, пришли к выводу, что волку негде жить, и совместными усилиями сделали ему домик.

Родители активно принимали участие в проекте. Вместе с детьми вырезали, клеили персонажей к сказкам. Делали стенгазету под названием «Сказочный герой, на которого я хочу быть похожим».

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д

Проектный метод, используемый в работе с детьми, позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.

В процессе театрализованной деятельности, у детей формируется ряд качеств,ценных для дальнейшего нравственного развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Из опыта видно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Проект позволил приобщить детей к миру театра, помог войти в мир прекрасного, способствовал формированию способностей – как социально-нравственных, так и познавательных.

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей использовались следующие формы работы :

1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни, включая улицу.

3. Мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности.

5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды.

Воспитание социально-нравственных норм и правил в процессе театрализованной деятельности эффективно при использовании специальных технологий, которые направлены на развитие личности ребенка в целом и способствуют успешной его адаптации в любой социальной среде.

Задачи, которые были поставлены перед собой:

- формировать личностные качества ребенка посредством театрализованной деятельности.

- познакомить детей с миром театра, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;

В результате запланированной работы по социально-нравственному воспитанию дошкольников через театрализованную деятельность были достигнуты следующие результаты:

- дети развивались по всем направлениям образовательных областей;

- значительно расширены представления детей о театральной культуре;

- создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию у детей театральной культуры, ознакомлению с разными видами театра;

- дети овладели способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д. ;

Системная организация работы по данному направлению привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей появилась уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением;

- сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего нравственного развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом повлияло на уровень нравственного воспитания дошкольников.

- дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, с взрослыми в различных ситуациях общения;

- научились согласовывать роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной театральной игре;

- научились перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;

- умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:

- все дети хотят играть определенные ими роли, которых не хватает на всех детей;

- ни кто из детей не хочет играть отрицательных персонажей.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, сказка лучший друг воспитателя, систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к театральной деятельности»
Опубликовано: 18 января 2023 в 20:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи у дошкольников посредством приобщения к театральной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иштокина (УИ 1674897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД