Светлана Исайкина
Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно.
Дети рано заявляют: "Я сам", пытаются проявить свою независимость от взрослых в игре, одевании, занятиях. К 4 годам тенденция к самостоятельности у детей усиливается. Это обусловлено изменениями, которые происходят в их развитии. Развитие восприятия, внимания, памяти, речи, мышления создает благоприятные возможности для формирования у детей знаний и умений на занятиях, в игре, при выполнении трудовых поручений.
Публикация «Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Для формирования самостоятельности следует использовать всю систему воспитательно-образовательной работы. Приучают детей дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание. Предоставляя возможность самим распоряжаться своими знаниями и умениями, воспитатель всегда должен быть рядом с ними. Хороший эффект развития самостоятельности достигается через похвалу. Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Большое значение имеет также правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Для развития детской инициативности нужно :
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу
Литература
Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М. : Теревинф, 2006
Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов /Авт. коллектив под рук. Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2011
Ильчук Н. П., Гербова В. В., Елисеева Л. Н. Хрестоматия для дошкольников. – М. : АСТ, 1996
Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. №7. С. 67