Получи документы

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3–4 лет в сюжетно-ролевой игре.

лариса козырева
Развитие самостоятельности и инициативы детей 3–4 лет в сюжетно-ролевой игре.

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре.

ФГОС ДО выделяет задачу развития инициативы и самостоятельности детей как одну из основных в развитии ребёнка дошкольного возраста. Как решить эту проблему, через какой вид деятельности? Конечно же посредством игры, ведь игра-ведущий основной вид деятельности дошкольника.

Слайд 2.

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы детей 3–4 лет в сюжетно-ролевой игре,» размещена в разделах

окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. Сухомлинский.

Слайд 3.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

Слайд 4.

Поэтому мы поставили перед собой следующую

Основную задачу развития сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет. – это учить детей принимать роль, выполнять действия в соответствии с ролью и вести ролевой диалог. Способствовать развитию у детей самостоятельности, приобретению навыков самостоятельной игровой деятельности, игрового общения со взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей.

Реализация этих задач осуществлялась по направлениям:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• работа с детьми;

• работа с родителями.

В организации этой непростой работы мы придерживались четкой последовательности, строили работу в системе, с учётом этапа осуществления деятельности. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Мы помогали поставить игровую задачу, показывали, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок умел сам ставить игровые задачи, мы предоставляли ему максимальную возможность для проявления самостоятельности, создавая для этого необходимую предметно-пространственную среду.

Слайд 5.

Обучение новым игровым умениям происходило в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включались в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь являлось активизирующее общение воспитателя с детьми.

Слайд 6.

Первоначально принятие ребёнком на себя той или иной роли определял игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадала в руки ребёнка, он становился доктором, шофёром или поваром. Затем уже сама роль начинала задавать выбор игровых предметов, последовательность и содержание игровых действий. Так сначала я вместе с ребёнком решала, во что мы будем играть и кто кем будет в игре, а потом мы вместе осуществляли целенаправленный подбор игрушек и игровых предметов. Когда подходящие к сюжету и роли игрушки отсутствовали, я обращала внимание на возможность использования предметов-заместителей.

Такое элементарное совместное планирование сюжета игры предварительное принятие роли способствовало развитию фантазии, воображения, инициативы детей.

Организуя совместную с детьми игровую деятельность, я старалась, чтобы каждый из детей смог поочерёдно побывать во всех ролях, как основных, так и второстепенных.

Слайд 7.

Для решения этих задач в группе была создана развивающая предметно – пространственная среда.

При создании среды мы стремились сделать её содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И нам это удалось на основе тесного сотрудничества с родителями.

Слайд 11.

В своей работе по взаимодействию с семьёй я поддерживаю радужные традиции. В жизнь группы прочно вошли такие, как :«Сладкий вечер», «Встречи с интересными Людьми», совместные творческие мастерские, участие в сезонных и тематических выставках, совместные экскурсии, праздники….

Совместно с родителями и детьми изготовлены атрибуты к с/р играм «Кафе», «Магазин», «Путешествие», «Семья». «Больница», «Парикмахерская», «Зоопарк».

С целью обогащения предметно-игровой среды группы была сделана ширма-машина-касса. Она выполнена из картонной упаковки.

Благодаря ширме дети могут придумывать замысел игры, брать на себя роли (водителя, пассажиров, кассира, распределять их. В процессе игровой деятельности дети могут использовать предметы-заместители (кольцо вместо руля, скакалку вместо заправочного шланга, строительные кирпичики вместо педалей и т. д.) .

Для решения задач обучения ролевым действиям и ролевому диалогу, мы ежедневно планируем и осуществляем совместную игровую деятельность с одним ребёнком или небольшой подгруппой детей, а также проводим предварительную работу по расширению знаний детей о профессии взрослых, окружающем мире, т. к эти знания необходимы для осуществления игровой деятельности.

Рассматривали картинки из серий: «Транспорт», «Мир вокруг нас», «Кем быть». Проводили беседы по содержанию картинок, читали худ. произведения, (стихи и рассказы) загадывали загадки, смотрели презентации о профессиях, приглашали в группу родителей работающих в парикмахерской, больнице, магазине, которые рассказывали о своей работе, проводили дидактические игры на расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире.

Слайд 17.

Вместе с детьми изготавливали атрибуты на занятиях по ручному труду :таблетки, билеты, схемы -подсказки к играм; на рисовании :горчичники, банки с компотом; на лепке: фрукты и овощи. Это способствовало развитию ролевого интереса и расширению знаний по определённым профессиям.

Ежедневно планировали совместную деятельность с детьми по развитию с/р игры. Рассмотрим на примере «Зоопарк», где я беру на себя главную роль, а ребёнку предлагаю второстепенную. Для начала знакомили детей с работой кассира, где дети покупают билеты, а затем идут в зоопарк, где животные сидят в «клетках» из строит. материала. Дети рассматривали животных, а экскурсовод-воспитатель рассказывал о том,где живут, чем питаются, как надо за ними ухаживать.

Рабочие зоопарка (служители) – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них.

Работники кухни – готовят специальные корма для животных.

Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки.

Слайд 20.

Постепенно, когда ребёнок осваивал роль, мы проигрывали с ним, потом с несколькими детьми, затем предлагали главную роль ребёнку, кот. более сообразительный и инициативный, а себе брали второстепенную, если нужна помощь, то я второй кассир или помощник.

Когда дети осваивали игру, могли вести ролевой диалог, я постепенно выходила из игры и эта игра уже становилась самостоятельной. Таким образом совместная деятельность переходила в самостоятельную. И так по каждой с/р игре дети постепенно приобретали игровые навыки, игры становились более разнообразными, дошкольники вносили своё, фантазировали, и мы старались поддержать их фантазии, важно чтобы инициатива детей имела поддержку со стороны взрослого.

Постепенно игра обогащалась, расширялся диапазон игровых действий, богаче становился и ролевой диалог, появлялись новые роли, новые сюжеты для игр. Таким образом развивалась инициатива детей. В нашей группе есть дети более активные, инициативные и они часто берут на себя главную роль,а есть пассивные дети, неуверенные в себе поэтому мы поставили следующие задачи :

- продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации;

- поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре;

- приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре;

- чаще включать в совместную с/р игру, пассивных, неуверенных детей, чтобы они не боялись играть, брать на себя роль и вести диалог.

Приведу пример: Аня была тихая, малообщительная, боялась вступать в диалог, а через игровую деятельность она стала общительной, у неё появились друзья.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда, поэтому работа по изменению и обогащению проводилась постоянно.

Игровая деятельность постепенно переходила от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становилось взаимодействие в игре со сверстниками.

Слайд 37.

Вывод: Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы, педагога с привлечением к ней родителей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением интеллекта» Овладение ребенком с отклонениями в интеллектуальном развитии прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре!Атрибуты к сюжетно-ролевой игре! В начале ноября у нас в садике проходил конкурс педагогических находок и идей. Я изготовила для этого конкурса ширму "Магазин" и "Аптека".

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий. Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный работник. Актуальность:.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Сл1 Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Развитие творчества и самостоятельности при приобщении к игре на детских музыкальных инструментах Слайд 1 Здравствуйте, Разрешите пригласить вас на Мастер класс «Развитие творчества и самостоятельности при приобщении к игре на детских.

Речевое развитие детей в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» (4–5 лет) Цель: Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Обогащать речь существительными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативы детей 3–4 лет в сюжетно-ролевой игре.
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 17:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД