МААМ-картинки

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников»

Василиса Ашурбекова
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников в различных видах деятельности как предпосылки успешного обучения ребенка в школе».

Цель : проанализировать понятие самостоятельность, рассмотреть виды самостоятельности. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. Выявить формы и методы становления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Публикация «Консультация „Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников“» размещена в разделах

Методы : - теоретические: анализ, сравнение, обобщение, наблюдение.

К старшему дошкольному возрасту относятся дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую и подготовительную группы дошкольного учреждения. Дошкольный возраст является основным в личностном развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности, а также основы поведения. «Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и активной познавательной деятельности. На его протяжении углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний.

У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. Поддержка становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребёнка, является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования, целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: -проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок способен к волевым усилиям; -пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; -способен к принятию собственных решений. Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной,трудовой, в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Становление детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду, должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, вносить предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Дети старшего дошкольного возраста чаще всего недостаточно соответствуют данным ориентирам. В связи с этим становление самостоятельности старших дошкольников является социально – педагогической проблемой. Становление этого качества, как самостоятельность, приводит к развитию личности дошкольника в целом. Необходимость становления самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе становления самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В психологии самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность. Но этот контроль направлен, с одной стороны, вовне, на изменение окружающей среды, в соответствии с потребностями и целями субъекта, а с другой - вовнутрь, на изменение своих собственных качеств и потребностей в соответствии с объективными условиями и требованиями среды (самоконтроль, самовоспитание).

Успешность становления самостоятельности в дошкольном возрасте во многом определяет направленность личности и ее развитие в дальнейшем, т. к. самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других качеств личности (произвольности, воли, целеустремленности).

Старшие дошкольники редко обращаются к взрослым за помощью в привычных делах, но они стремятся все делать самостоятельно, при этом нуждаясь в совете, контроле, иначе качество выполнения задания может снизиться. самостоятельности личность не становится полноценной. Таким образом, самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Процесс становления самостоятельности старшего дошкольника носит динамический, многоплановый характер и состоит из следующих этапов: 1. Подражательная деятельность (копирование деятельности взрослого). 2. Перенесение уже усвоенного опыта на аналогичные ситуации (применение полученных знаний в новых, но привычных условиях).

3. Творческое применение полученных знаний и умений самостоятельно приобретать новые знания.

Условия становления самостоятельности у ребёнка : формирование установок «Я могу», «Я сумею»; создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; предвосхищающая положительная оценка «Ты, очень творческий ребенок, у тебя все получится!» Таким образом, для поддержки становления детской самостоятельности и инициативы необходимо :

-предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

-отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

-не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; -формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;

-поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

- для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

- содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; - поощрять различные творческие начинания ребенка. Учитывая все эти условия, выделены основные компоненты самостоятельности :

-владение определенными навыками; -волевая устремленность;

-направленность личности на решение задачи (эмоциональный фон, связанная с ее потребностями и интересами.

Основной путь становления самостоятельности - постепенное усложнение условий деятельности детей, которые и активизируют их самостоятельные действия, усложнение содержания самостоятельной работы и увеличение ее по объему, а так же усложнение методов педагогического воздействия на разных этапах. Особо важным моментом в становлении самостоятельности является творческая направленность, которая выражается в творческом применении знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Немаловажное значение для становления самостоятельности дошкольников имеет оценка результатов его деятельности, его поведения. Она помогает ребенку понять действительный смысл его действий, увидеть свои возможности и достижения. Оценка взрослого должна быть всегда объективной, справедливой, подробной и развернутой.

Главные принципы по становлению самостоятельности.

1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду – (развивающую предметно пространственную среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

При проведении мероприятий, у детей развиваются коммуникативные качества, что также не маловажно при становлении детской самостоятельности. Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырё х блоков: 1. Развиваем умение сотрудничать. 2. Развиваем умение активно слушать. 3. Развиваем умение самостоятельно высказываться. 4. Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

Поручения. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения, как одна из интегрированных форм становления самостоятельности. Можно различать следующие поручения: 1. По содержанию. 2. По степени привлекательности. 3. По степени новизны. 4. По сложности организации (простыми, содержащими в себе одно несложное конкретное действие или более сложным, включающим цепь действий). 5. По возможности творчества. 6. По времени выполнения (кратковременные или длительные). 7. По способу получения. 8. По составу участников (индивидуальными или общими). Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело, становлению детской самостоятельности.

Эффективный метод для становления самостоятельности у ребёнка достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности, как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях. Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

Ещё один важный метод в портрете становления самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах становления самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 17:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Василиса Ашурбекова (УИ 1559541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД