Елена Тыщенко
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В это и заключается актуальность данной темы.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Содержание сенсорного воспитания
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, – когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Ощущения и восприятие ребенка не должно происходить стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, иначе оно будет поверхностным, неполноценным.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.).
Методика развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, затем прослеживает зрительно, основные части (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза, их форму и цвет. На рисунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет, мелкие детали (усы и т. п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг-рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети будут составлять рассказ об игрушке, важно установить такие характеристики, как материал, из которого она сделана, цвет, величина.
Несмотря на указанные выше различия, есть правила, общие для многих видов обследования:
восприятие целостного облика предмета;
мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);
пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);
вычленение мелких деталей, установление их пространственного располо-жения по отношению к основным частям;
повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.
Игра как средство развития ребенка
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности.
Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использование игровых ситуаций в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Сенсорными условно можно назвать игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения:
зрительные
слуховые
тактильные
двигательные
обонятельные
вкусовые
По характеру игрового действия дидактические игры могут быть:
1. Игры-поручения.
2. Игры с прятаньем и поиском.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием.
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры.
5. Игры-соревнования.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т. д.).
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи; кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Если систематически и методически правильно применять игровые ситуации в работе по развитию сенсорных способностей у дошкольников, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.