МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Ирина Карамиля
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое (образы, предметы). В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются :

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

• Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

• Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В Работах Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола были выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

В связи с введением ФГОС, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года важным требованием к программе дошкольного образования было введение принципа интеграции. Стандарт требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В новом стандарте предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не одностороннее воздействие на ребёнка со стороны педагога. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

Работая на группе, я замечала, что дети не способны проявлять самостоятельность без указаний педагога, боятся неправильно нарисовать рисунок; рисунки как по шаблону все одинаковы, копируют рисунок взрослого; воображение скудное, беден замысел. Традиционное рисование карандашами, кистью требует от детей высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. И вот очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, потому что в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Достоинством нетрадиционных техник рисования является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Актуальность нашего исследования: воспитание творчески активного молодого поколения – одна из главных задач современного общества. Нетрадиционные техники дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Объект нашего исследования – взаимодействие между педагогом и детьми в процессе изобразительной деятельности.

Предмет – творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – Я предполагаю, что педагог, владеющий, современными методами и приёмами, используя нетрадиционные техники рисования, оказывает положительную динамику в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств, через различные нетрадиционные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи исследования:

Развитие интереса к разным видам искусства;

• Формирование художественно – творческих представлений;

Развитие сенсорных способностей;

• Воспитание художественного вкуса.

С детьми средней группы была проведена диагностика по методике Урунтаевой Г. А.

Я предполагаю, что творческие способности будут формироваться при условиях:

• Новизна окружающей обстановки;

• Необычное начало изобразительной деятельности;

• Педагог использует разнообразные материалы;

• Дети имеют возможность выбора темы для рисования, материалов, экспериментировать с материалами;

• Педагог организует наблюдения, экскурсии; использует дидактические игры, упражнения, игры – драматизации;

Использует художественное слово.

Принципы построения работы по изобразительной деятельности:

• От простого к сложному;

• Принцип наглядности;

• Принцип индивидуализации;

• Связь обучения с жизнью;

• Принцип интегральности (темы могут совмещать разные области науки и искусства).

Методы обучения, используемые педагогом :

• Информационно – рецептивный (приёмы рассматривания и показа педагогом);

• Репродуктивный (метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма);

• Эвристический (направлен на формирование у детей самостоятельности);

• Исследовательский (развивает не только самостоятельность, но и фантазию и творчество)

Исходя из запросов родителей, и решая данную проблему, мной была разработана программа «Юные художники». Программа реализовывается второй год. Со своей стороны стараюсь, что бы предметно-пространственная среда группы становилась стимулом к развитию моих воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом. В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возрастных особенностей) имеют возможность выбора: изобразительного материала. По мере взросления моих воспитанников мы осваиваем новые виды художественного творчества : «батик» - техника росписи по ткани.

Вывод: в результате совместной деятельности педагога с воспитанниками мы видим, что наблюдается динамика в развитии творческих способностей детей.

Воспитанники:

• Научились использовать разнообразие цветов и оттенков;

• Могут составлять несложные композиции;

• Увлечены процессом рисования, стал разнообразнее замысел, проявляют фантазию;

• Проявляют больше самостоятельности при выборе темы и средств рисования, усидчивы и любознательны;

• Расширился и активизировался словарь детей.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Нестандартные подходы к организации НОД вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. Если вовремя создать условия для творческого развития ребенка, изобразительная деятельность станет ярким и благоприятным средством его самовыражения и развития. Творческая деятельность способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В перспективе планирую продолжать в подготовительной группе использовать в своей деятельности техники нетрадиционного рисования; знакомить с новыми техниками.

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Франсуа Огюст Рене Роден

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 24 января 2015 в 16:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карамиля (УИ 94389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД