Елена Марахонько
Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(обобщение педогогического опыта)
Гипотеза
Театральная деятельность будет успешно развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание. Память, наблюдательность, обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы. Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Цель
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развития воображения, эмоциональной сферы,игровых умений.
Методические задачи
Знакомить детей и взрослых с природой театрального искусства, жанрами театра, основными театральными профессиями;
развивать сценическое творчество детей и взрослых в совместной театрализованной деятельности;
воспитывать заботливое и внимательное отношение к окружающим;
стимулировать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, направленной на формирование познавательной активности и творческое решение вопросов по изготовлению театральных атрибутов и подготовке спектаклей.
Степень новизны
Совместная театрализованная деятельность педагогов, детей и родителей создаёт условия для воспитания творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, способных создать новый продукт, отличающийся оригинальностью и вариативностью
Теоретическая база опыта
1. "Театрализованные игры" Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
2. "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" Ламинская Г. А.
3. Артемова Л. В. Театрализованые представления дошкольников. 1991.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.
5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В. А. Деркунской. СПб., 2004
• https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput83.html
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализация развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Развитие дошкольников осуществляю по четырё м приоритетным направлениям в соответствии с федеральными государственными требованиями:
познавательно-речевому;
социально-личностному;
художественно-эстетическому;
физическому.
В течение 2017 – 2018 учебного года мной реализована работа по проблеме «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Важным направлением в моей работе в период с 2017 по 2018 годы было развитие эмоциональной сферы детей посредством театрализованной деятельности. Театрализованные игры (от малых форм до спектаклей, которые способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, учат искренне сопереживать радость, печаль, гнев, тревогу и т. п. Через игру ребёнок не только распознаёт эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передаёт с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. В процессе освоения театрализованных игр у детей обогатился словарный запас, сформировались звуковая культура речи, навыки связной речи, расширился её интонационный диапазон. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться за маску», костюм, театрализованную куклу позволяют дошкольникам решить многие проблемные ситуации. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья малышей и предупреждения эмоциональных расстройств, что способствует освоению ими мира человеческих чувств через реализацию своих культурных потребностей, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Это направление согласуется с Программой развития МБДОУ «Первомайский детский сад»филиал «Колокольчик» на 2017 – 2018 г. г., которая предполагает разностороннее полноценное развитие ребёнка, формирование у него предпосылок универсальных, в том числе, творческих способностей, посредством комплексно-тематического, интегративного и системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.
Свою педагогическую деятельность стараюсь организовать таким образом, чтобы каждый воспитанник мог реализовать свои индивидуальные потребности, нашёл своё место в жизни группы, почувствовал свою значимость для окружающих. Учитывая индивидуальные потребности детей в познании и общении, провожу игры по интересам, организую кружковую работу совместно с детьми и их родителями, использую индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы, учитывающие игровую деятельность как ведущую.
•
•
Реализации цели и задач по выявленной проблеме способствуют следующие виды театрализованной деятельности.
Исходя из принципов реализации темы, учитывая способности и потребности детей данной возрастной группы, их родителей, мною подобраны такие формы театрализованной деятельности
Для повышения эффективности совместной театрализованной деятельности систематически использую инновационные педагогические технологии.
• Здоровьесберегающие
технологии обеспечивают социально-психологическое благополучие воспитанников; это - психогимнастика, театрализованные игры, пальчиковая гимнастика идр.
Информационно-коммуникативные технологии использую
- для расширения моего собственного кругозора, повышения моей профессиональной компетентности; («Социальная сеть работников образования «Наша сеть»; «ПЕДСОВЕТ org»; «ПЕДГАЗЕТА»; «Тамбов Вики ТОИПКРО»);
- для подготовки докладов, проектов, презентаций, диаграмм с помощью программ MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficeExcel, MicrosoftOfficePowerPoint;
- во время совместной театрализованной деятельности педагога и детей, чтобы сделать её более насыщенной, яркой, глубокой, для повышения познавательной активности детей.
• Игровые технологии являются основным видом организации совместной театрализованной деятельности дошкольников, так как игра способствует наиболее безболезненному включению детей в воспитательно-образовательный процесс.
• Метод проектов, стержнем которого является самостоятельная исследовательская, творческая, продуктивная деятельность детей, предполагает тесное общение их друг с другом и со взрослыми в процессе изготовления декораций, театральных кукол.
Взаимодействие с воспитанниками стараюсь построить на принципах педагогики сотрудничества и уважения, взаимного доверия. Мне помогает умение встать на позицию ребёнка, для осуществления контакта найти верную дистанцию и создать общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой детей в целом. Держу в поле зрения каждого малыша независимо от вида выполняемой им деятельности и места нахождения его в определённой игровой зоне. Для меня каждый ребёнок – это личность со своими взглядами на мир, своей эмоционально-волевой сферой.
Технология организации совместной театрализованной деятельности предполагает следующие этапы работы:
использование театральных кукол в организованной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, что способствует развитию внимания, воображения; формированию умения представить себе то, чего не существует в действительности; формированию интереса к театрализованной игре, ведь игра – это сказка, в которую дети верят и, увидев персонажей перед собой, захотят перевоплотиться в них, помочь героям, встретиться ещё и ещё;
расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации учит дошкольников распознавать эмоции и владеть своими чувствами; развивает умение передавать эмоциональное состояние персонажей с помощью мимики, жестов, движений; развивает коммуникативные способности и качества; воспитывает в детях умение сопереживать;
освоение режиссёрской театрализованной игры знакомит детей с театром, закрепляет знания о его атрибутах;
создание театральных кукол и декораций в спокойной дружеской обстановке (педагоги, воспитанники, родители) развивает интерес к творчеству и импровизации;
создание мини-музея «Театр на столе» способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды такими элементами, которые стимулируют познавательную, речевую, мыслительную, двигательную активность воспитанников;
диагностирование воспитанников позволяет планировать групповую, подгрупповую и индивидуальную работу в данном направлении с учётом особенностей каждого ребёнка.
Создание благоприятной атмосферы в группе невозможно без участия родителей. Оптимальной формой общения с родителями считаю доверительно-деловой контакт. Общение с родителями позволяет воспитателю глубже понять внутренние, психические процессы каждого ребёнка, что необходимо учитывать при организации театрализованной деятельности. Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности позволяет им объединиться со своими детьми и понять, что театрально-игровая деятельность развивает в ребёнке творческие способности и познавательную активность гораздо эффективнее, чем экран телевизора или компьютера.
Результативность
Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности 2017 – 2018 учебный год.
Исследуя результаты диагностических исследований, наблюдая положительную динамику уровня творческого воображения воспитанников, интегративных качеств личности дошкольника, я пришла к следующим наблюдениям:
во-первых, совместная театрализованная деятельность способствует проявлению творческих способностей и познавательной активности;
во-вторых, дети лучше запоминают литературные произведения;
в-четвёртых, игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольного детства, позволяет приобщать детей к театральному искусству;
в-третьих, только приобщение к театрализованной деятельности позволяет ребёнку понять эмоциональное состояние персонажа и выразить его с помощью мимики, жестов, движений;
в-пятых, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
• Результатом совместной деятельности явилось проявление креативности дошкольников, которое воплотилось в создании различных видов театра и последующей деятельности (конструктивной, изобразительной, речевой, художественно-творческой).Одним из результатов является участие дошкольников в общественной деятельности дошкольного учреждения, где воспитанники проявляют себя как маленькие творческие личности (могут быть сказочными персонажами или юными экологами в соответствии с ситуацией)
В театрализованной деятельности ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе. Используемые формы организации театрализованной игры способствуют развитию творческого, инициативного, самостоятельного потенциала всех участников педагогического процесса, их социально-нравственной сферы.