Лучший педагог года

Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности

Ирина Томова
Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности

«Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности».

Открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление себя

А. В. Петровский

«Индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком своего опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели….» Юсфин С. М. Михайлова Н. Н.

Публикация «Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между сформированностью у дошкольников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого-педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Методологическую основу составили следующие труды:

- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ;

- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;

- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.) ;

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка- дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей :

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Цель моей педагогической деятельности создание условий для развития художественно - творческих способностей разных категорий детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество».

2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогической компетентности в области детского художественного творчества.

4. Формирование у детей позиции художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизация творческих проявлений.

5. Развитие собственной креативности.

6. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности : - целеполагания, - освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности, - развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество». Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. Так жен были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, в которых учитывались индивидуальные потребности в развитии в области «художественного творчества» и так же в остальных общеобразовательных областях.

В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет, Первичная диагностика показала, что у 30 % (6 детей) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (10 детей) – средний уровень, у 20 % (4 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Основные направления моей деятельности :

1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

2. Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

3. Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».

4. Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

5. Развитие собственной креативности.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, коктельные трубочки, ватные палочки, набор для творчества «Эбру», бумага разного качества, вата, синтепон, бросовый материал и т. д. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами. Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, рисование по соли, печатание штампами, листьями, рисование на воде «Эбру», рисование на песке.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина). Использование пищевых продуктов (круп, соли, окрашенного песка и других материалов). Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа.

Все эти приемы благодаря своей необычности использования материала очень нравятся детям, они с легкостью начинают работу, ведь нет конкретной установки, что должно получиться, это и помогает ребенку всегда находиться в состоянии успеха.

Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей, это развитие креативности самого педагога.

Результат моей педагогической деятельности :

- Создала развивающую среду в группе.

-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности». Консультация для воспитателей Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

Консультация для педагогов «Музыка, как средство развития творческой индивидуальности ребенка» Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

«Торцевание». Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности…»«Торцевание». Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности…» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности. Торцевание» Развитие детского.

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности» «Любите и изучайте великое искусство музыки Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас чище, совершеннее Благодаря музыке,.

Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»Уважаемые коллеги.

Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников» Участники проекта: - Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная) - Дети - Специалисты - Родители Актуальность. В федеральном.

Профилактика оптической дисграфии и развитие мелкой пальчиковой моторики в продуктивных видах деятельности ЗАДАЧИ Воспитательные: • привитие интереса к изучению букв • формирование регулирующей функции речи: развитие произвольного поведения,.

Районное методическое объединение «Художественно-эстетическое развитие в различных видах деятельности дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. Надеемся, наша встреча пройдет насыщенно и плодотворно. Тема.

Развитие словаря детей в разных видах деятельности Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации.

Социальное развитие детей с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности СЛАЙД № 1 Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов, быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой индивидуальности в продуктивных видах деятельности
Опубликовано: 14 мая 2018 в 19:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД