МААМ-картинки

Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками

Светлана Сорокина
Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывают личностно-ориентированные технологии взаимодействия ребенка и педагога. Эти технологии соответствуют организации воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса [7].

Данный факт находит свое отражение в таких документах как:

• Ст. 2 Закона РФ «от образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

• Концепция модернизации российского образования;

Публикация «Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах

• Приказе № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Однако в специальной литературе указаны такие формы работы, которые не учитывают интересов и индивидуально-личностных особенностей детей. При обучении связной речи предлагается составлять предложения, короткие тексты по картинкам и сюжетной картине и т. д. Не все дети способны с одинаковым интересом работать по таким формам, а, следовательно, эффективность логопедической работы существенно снижается.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой, которая выражается в противоречии: с одной стороны, из-за несовершенства лексико-грамматической системы, ребенок не способен строить связное высказывание, что требует последовательного накопления языковых моделей на определенном лингвистическом материале, с другой стороны, личностно-ориентированные технологии предполагают индивидуализацию логопедической работы с каждым ребенком с учетом его интересов и потребностей. То есть, не все дети в группе будут с одинаковым интересом работать в соответствии с существующей программой логопеда, что свидетельствует о необходимости изменения модели формирования связной речи дошкольников с ОНР.

Решением данной проблемы стало обучение детей навыкам владения связной речью в театрализованной деятельности. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Таким образом, в моей работе особое значение приобрело применение личностно-ориентированных технологий, а именно включение детей с ОНР в театрализованную деятельность.

Таким образом, целью работы является разработка модели личностно-ориентированного обучения связной речи дошкольников с ОНР через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи педагогического проектирования:

1) изучить логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2) осуществить поиск эффективных форм организации логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР;

3) совершенствовать модель коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи с позиций личностно-ориентированных технологий;

4) провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе разработки модели.

Задачи по образовательным областям:

«Коммуникация»

1) Закрепить умения самостоятельно составлять истории на различные темы;

2) Формировать навык контроля за собственной речью.

«Познание»

1) Развивать умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать по величине, форме, строению, цвету;

2) Развивать логическое мышление;

3) Развивать зрительное внимание и память.

«Здоровье»

1) Повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками;

2) Поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр.

«Труд»

1) формировать бережное отношение к игрушкам, книгам

«Чтение художественной литературы»

1) формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

Ожидаемые результаты.

• обогащение опыта детей с ОНР впечатлениями из жизни, раскрытие индивидуальности каждого ребенка;

• умение детей связно передавать предложенный сюжет, владеть структурой связного высказывания в процессе инсценировки.

В нашей работе мы используем такие понятия как:

Cвязная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Театрализация – это очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Публикации по теме:

Педсовет «Условия обеспечения и преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса» «Условия обеспечения и преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в детском саду и в семье в.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация личностно-ориентированного подхода в логопедической работе с дошкольниками
Опубликовано: 1 октября 2014 в 19:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД