Получи документы

«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»

Татьяна Банина
«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализация поисково - исследовательской деятельности

в процессе знакомства дошкольников

с животным миром Севера

через образовательные области

«Познание», «Физическая культура".

Публикация «„Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)“» размещена в разделах

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, - принцип интеграции образовательных областей.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели.

Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания исследований, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей.

Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов.

Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.

Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребёнка как субъекта педагогического взаимодействия.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным.

Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

ПАСПОРТ

ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАНИЯ

«ЛЕММИНГ»

МБДОУ д/с № 16

Вид проекта: практико - ориентированный.

Сроки реализации : краткосрочный.

Руководители: воспитатель Банина Татьяна Николаевна, инструктор по физической культуре Виноградова Галина Викторовна.

Участники: воспитанники, родители старшей группы «Завиток».

Проблема: как называется животное, увиденное по дороге в детский сад. Где живёт, каковы условия обитания?

Актуальность проекта

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей.

Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.

Цель проекта: познакомить детей с одним из животных севера - леммингом.

Задачи:

• уточнить и расширить представления о жизни лемминга в природных условиях севера;

• учить выдвигать гипотезы;

• учить сравнивать детей свои предположения с фактами;

• создать исследовательскую лабораторию в рамках группы ДОУ;

• организовать выставки в мини - музее группы «Край мой Севером зовётся»;

• воспитывать сочувственное, бережное отношение к животным, уважение к их жизни;

• расширить представления детей о животном мире Крайнего Севера через подвижные игры;

• учить проговаривать саамские слова в процессе двигательной деятельности, использовать спортивный инвентарь, соблюдая правила безопасности;

упражнять в совершенствовании двигательных навыков: бег, прыжки, метание, лазание, равновесие;

развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, творческие способности, умение перевоплощаться в конкретный образ;

• воспитывать проявление смелости, находчивости, взаимовыручки во время игр.

Методы:

• словесные;

• наглядно-демонстрационные;

• практические.

Виды деятельности :

• учебно-игровая;

• исследовательская;

• коммуникативно-диалоговая.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Исследовательский.

3. Презентативный.

1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

• постановка проблемной ситуации перед детьми;

• совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Познание» и «Физическая культура»;

• создание соответствующей развивающей среды;

• информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

На первом подготовительном этапе нам необходимо было выполнить следующее:

• Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

• Определить цели и задачи работы.

• Провести предварительную работу с учащимися и родителями, а так же педагогами школы.

• Выбрать необходимые для проекта оборудования и материалы.

2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:

• постановка проблемы вместе с детьми;

• составление дневника наблюдений с детьми (запись проблемы, гипотез, зарисовки);

• чтение познавательной литературы;

• чтение художественной литературы;

• чтение СМИ;

• проведение экскурсий в мини - музее группы;

• вовлечение коллектива группы в организацию и проведение проекта - исследования (родители);

• проведение пешеходных прогулок;

знакомство с имитационными упражнениями;

• разучивание комплекса ору «Животные Севера»;

• изготовление атрибутов, масок, имитационных карточек;

• проведение подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера.

3 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ:

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через свою душу.

• презентация проекта;

• создание видеофильма «Необычное всегда рядом»;

• создание аудиотеки «Звуки животного мира Севера»;

• создание рукописной книги со сказками о лемминге;

• создание копилки подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера;

• проведение открытых тематических занятий по физической культуре «Животные Севера», «Необычайное путешествие белого медвежонка».

• проведение спортивно - музыкального праздника «Путешествие по осенней тундре»;

• создание видеотеки «Кто бывал из вас на Севере, что известно вам о нём?»;

• проведение конкурса «Придумай новую игру», пополнение картотеки («Пеструшки в тундре», «Полярная сова и пеструшки»).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• распространение полученных знаний для детей детского сада;

• активизация самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности детей;

• накопление у детей знаний о животном Севера - лемминге;

• сплочение коллектива группы (дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ);

ознакомление с новыми подвижными играми из серии «Животный мир Севера»;

• расширение и совершенствование двигательных навыков;

• развитие физических качеств;

• развитие творческих способностей;

Публикации по теме:

Федеральные государственные требования (ФГТ) как основа современной модели дошкольного образования. Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 11:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Банина (УИ 14214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД