Татьяна Банина
«Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)»
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация поисково - исследовательской деятельности
в процессе знакомства дошкольников
через образовательные области
«Познание», «Физическая культура".
Публикация «„Реализация поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция)“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, - принцип интеграции образовательных областей.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели.
Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.
Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Под проектом понимается - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания исследований, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей.
Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов.
Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.
Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребёнка как субъекта педагогического взаимодействия.
Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным.
Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
ПАСПОРТ
ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАНИЯ
«ЛЕММИНГ»
МБДОУ д/с № 16
Вид проекта: практико - ориентированный.
Сроки реализации : краткосрочный.
Руководители: воспитатель Банина Татьяна Николаевна, инструктор по физической культуре Виноградова Галина Викторовна.
Участники: воспитанники, родители старшей группы «Завиток».
Проблема: как называется животное, увиденное по дороге в детский сад. Где живёт, каковы условия обитания?
Актуальность проекта
Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей.
Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.
Цель проекта: познакомить детей с одним из животных севера - леммингом.
Задачи:
• уточнить и расширить представления о жизни лемминга в природных условиях севера;
• учить выдвигать гипотезы;
• учить сравнивать детей свои предположения с фактами;
• создать исследовательскую лабораторию в рамках группы ДОУ;
• организовать выставки в мини - музее группы «Край мой Севером зовётся»;
• воспитывать сочувственное, бережное отношение к животным, уважение к их жизни;
• расширить представления детей о животном мире Крайнего Севера через подвижные игры;
• учить проговаривать саамские слова в процессе двигательной деятельности, использовать спортивный инвентарь, соблюдая правила безопасности;
• упражнять в совершенствовании двигательных навыков: бег, прыжки, метание, лазание, равновесие;
• развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, творческие способности, умение перевоплощаться в конкретный образ;
• воспитывать проявление смелости, находчивости, взаимовыручки во время игр.
Методы:
• словесные;
• наглядно-демонстрационные;
• практические.
Виды деятельности :
• учебно-игровая;
• исследовательская;
• коммуникативно-диалоговая.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Исследовательский.
3. Презентативный.
1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• постановка проблемной ситуации перед детьми;
• совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Познание» и «Физическая культура»;
• создание соответствующей развивающей среды;
• информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
На первом подготовительном этапе нам необходимо было выполнить следующее:
• Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
• Определить цели и задачи работы.
• Провести предварительную работу с учащимися и родителями, а так же педагогами школы.
• Выбрать необходимые для проекта оборудования и материалы.
2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:
• постановка проблемы вместе с детьми;
• составление дневника наблюдений с детьми (запись проблемы, гипотез, зарисовки);
• чтение познавательной литературы;
• чтение художественной литературы;
• чтение СМИ;
• проведение экскурсий в мини - музее группы;
• вовлечение коллектива группы в организацию и проведение проекта - исследования (родители);
• проведение пешеходных прогулок;
• знакомство с имитационными упражнениями;
• разучивание комплекса ору «Животные Севера»;
• изготовление атрибутов, масок, имитационных карточек;
• проведение подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера.
3 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ:
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через свою душу.
• презентация проекта;
• создание видеофильма «Необычное всегда рядом»;
• создание аудиотеки «Звуки животного мира Севера»;
• создание рукописной книги со сказками о лемминге;
• создание копилки подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера;
• проведение открытых тематических занятий по физической культуре «Животные Севера», «Необычайное путешествие белого медвежонка».
• проведение спортивно - музыкального праздника «Путешествие по осенней тундре»;
• создание видеотеки «Кто бывал из вас на Севере, что известно вам о нём?»;
• проведение конкурса «Придумай новую игру», пополнение картотеки («Пеструшки в тундре», «Полярная сова и пеструшки»).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• распространение полученных знаний для детей детского сада;
• активизация самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности детей;
• накопление у детей знаний о животном Севера - лемминге;
• сплочение коллектива группы (дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ);
• ознакомление с новыми подвижными играми из серии «Животный мир Севера»;
• расширение и совершенствование двигательных навыков;
• развитие физических качеств;
• развитие творческих способностей;