Получи документы

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада

Горюнова Светлана
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада

Введение

Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

Публикация «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» размещена в разделах

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7 %. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В. В. Путиным Постановления «О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойства за будущее страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и прочие. Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихи игры на полу, за компьютером). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и детском саду, во-вторых, недостаток информации (либо ее недостоверность, которая порождает эмоциональное заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе. Если взрослые невнимательно относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьсберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

С этих позиций разработана программа «Здоровый ребенок». Она ориентирована на педагогов – практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является и совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Материалы, представленные в программе, ориентированы на организацию работы с детьми, посещающими дошкольное учреждение с двух до семи лет. Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: программ развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, «Как воспитывать здорового ребенка» В. Г. Алямовской, «Мой мир» С. А. Козловой, оздоровительных технологий Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка», Н. Н. Авдеевой «Безопасность».

Программа «Здоровый ребенок» направлена:

- на воспитание основ культуры здоровья,

- формирование представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни,

- правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и стойкие навыки и привычки.

Цель программы – приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Объекты программы - дети дошкольного возраста; семьи детей, посещающих ДОУ; педагогический и медицинский коллективы ДОУ.

Глава 2. Применение методов оздоровления детей в условиях ДОУ.

В практику нашего детского сада МАДОУ – детский сад № 13 «Жемчужинка» внедряется оздоровительная работа по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется программа «Здоровый ребенок». Основные направления программы «Здоровый ребенок» :

1. Валеологическое образование детей.

Организованные виды деятельности с детьми направлены согласно их возрастным особенностям.

В младшем дошкольном возрасте: - знакомство со схематическим изображением тела; - умение понимать эмоции людей, ориентируясь на мимику и пантомимику; - способность проявлять сочувствие; - развивать представление детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенности поведения мальчиков и девочек.

В среднем дошкольном возрасте: - развитие представлений о своем теле (знакомство с условным изображением строения человеческого тела, органы дыхания, дыхательная и пищеварительная системы); - представление о себе и своей семье.

В старшем дошкольном возрасте: - приобщение к нормам здорового образа жизни; - обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.

Во всех возрастных группах: на занятиях по физической культуре и ритмике беседы и пояснения о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

2. Комплексное исследование здоровья дошкольников.

2.1. Исследование состояния здоровья детей специалистами здравоохранения, выделение «группы риска», выявление других функциональных нарушений.

2.2. Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамичного наблюдения за их развитием.

2.3. Определение соответствия образовательной среды (материально – техническое обеспечивание образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса) состоянию здоровья ребенка и своевременное выявление факторов риска для его здоровья и развития.

3. Физкультурно – оздоровительная работа.

3.1. Занятия по физкультуре всех типов: традиционные, тренировочные, занятия – соревнования, занятия – зачеты, самостоятельные, интегрированные, музыкально-ритмические занятия, праздники, развлечения.

3.2. Система эффективных закаливающих процедур.

3.3. Активизация двигательного режима дошкольников.

3.4. Профилактическая работа с детьми.

4. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми.

4.1. Реабилитация детей, перенесшие простудные заболевания дыхательных путей.

4.2. Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

5. Консультативно – информационная работа.

5.1. Сотрудничество с участниками педагогического процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятиях для дошкольников.

РАБОТА ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

Методы и формы содержание примечание

1 Обеспечение здорового ритма жизни Щадящий режим (адаптационный период);

Гибкий режим.

2 Физические упражнения - утренняя гимнастика;

- физкультурно – оздоровительные занятия;

- подвижные и динамические игры;

- спортивные игры;

- пешие прогулки (походы, экскурсии) - ходьба босиком по песку (летом, коврику (в межсезонье);

- оздоровительный бег на воздухе (в течение года);

-хождение босиком по спортивной площадке (летом).

- релаксационные упражнения под музыку.

3 Гигиенические и водные процедуры - умывание;

- мытье рук;

- обеспечение чистоты среды;

- занятия с водой (центр воды и песка) Летняя оздоровительная работа на свежем воздухе.

- полоскание горла

4 Свето – воздушные ванны - проветривание помещений;

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Согласно сезонным изменениям

5 Активный отдых - развлечение, праздники;

- игры – забавы;

- дни здоровья. В природных условиях (на лугу, спортивной площадке).

6 Арома – и фитотерапия - ароматизация помещений;

- витоминизация напитков. Лук, чесночные кулоны;

Фрукты, ягоды

7 Диетотерапия Рациональное питание

- полноценное питание Режим питания;

Гигиена питания;

Соблюдение норм потребления продуктов и калорийность питания;

Организация питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

8 Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное оформление фона занятий;

- музыкально- театральная деятельность. Использование музыкальных записей.

9 Закаливание - соблюдение температурного режима в течение дня;

- рациональное использование одежды (по сезонам);

- дыхательная гимнастика (после сна);

- закаливание организма природными факторами: солнцем, воздухом, водой. Соблюдение режима проветривания;

Соблюдение техники безопасности.

11 Пропаганда здорового образа жизни

– экологическое воспитание;

- курс бесед;

- специальные занятия. Личный пример педагога

С 2012 года детский сад реализует программу по здоровьесбережению «Здоровый ребенок» совместно с основной образовательной программой. Согласно проводимым два раза в год диагностическим исследованиям по использованию здоровьесберегающих технологий было выявлено, что здоровье детей значительно улучшилось.

Глава 3. Виды здоровьесберегающих образовательных технологий.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Динамические паузы (физкультминутки) – проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Эти кратковременные, но очень эффективные физические упражнения улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

2. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурных занятий, на прогулке, в групповой комнате. Подбираются соответственно возрасту и используются ежедневно.

3. Релаксация – применяется в зависимости от состояния детей. Используется классическая музыка и звуки природы.

4. Пальчиковая гимнастика – проводится в любом удобном отрезке времени. Применяется в индивидуальной и подгрупповой работе ежедневно.

5. Гимнастика для глаз – применяется в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Используется наглядный материал и показ педагога.

6. Дыхательная гимнастика – прекрасное средство оздоровления детей разного дошкольного возраста. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо - и кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой и кровеносной системы. В результате нормализуется психоэмоциональное состояние детей, повышается их устойчивость к заболеваниям дыхательной системы. Дыхательную гимнастику используют в режимных моментах: на занятиях, после нагрузки, после сна, на закаливающих мероприятиях, в процессе любой двигательной активности, в домашних условиях.

7. Точечный массаж – разработан как способ профилактики простудных заболеваний. В его основе лежит нервно-рефлекторная взаимосвязь определенных кожных участков с внутренними органами. Точечный массаж повышает защитные свойства органов. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Вся процедура занимает 2-3 мин. Достаточно кончиком пальца массажировать сначала по часовой стрелке, затем – против (3-4 секунды в каждую сторону).

8. Гимнастика пробуждения – проводится после сна, 5 -10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристой доске.

9. Гимнастика коррегирующая – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Направлена на коррекцию плоскостопия, сколиоза у дошкольников.

10. Физкультурные занятия - необходимое для ребенка условие нормального развития. Проводятся подготовленными специалистами по обоснованной программе, что способствует правильному физическому воспитанию детей.

11. Утренняя гимнастика – проводится ежедневно утром, 7-12 мин. Она снимает сонливое состояние, придаёт чувство бодрости, повышает работоспособность, поднимает эмоциональный тонус детей. Форма проведения различна.

12. Сказкотерапия – лечебное воздействие чтением, театрализацией. В основе лежит идея о том, что в сказочных ситуациях лежит смысл решения сложных ситуаций. Многогранный сказочный материал не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сеансы сказкотерапии проводятся в группе при помощи театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, фонограмм. Вместе с детьми воспитатель придумывает новые концовки к знакомым сказкам. Например, «Репка – то волшебная оказалась…» или «Придумайте, что же стало с репкой и героями сказки после того, как они ее вытащили? Может, у них возникли споры, как ее правильно разделить между всеми?». Дети сами пробуют сочинить сказку. В процессе сказкотерапии у детей исчезает напряжение, расширяются их представления об эмоциях, они преодолевают барьеры общения, у них развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление и воображение.

13. Игротерапия- процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Широко используется такая разновидность игротерапии, как песочная терапия. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, способствуют развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, речи, внимания и памяти. Оборудование для игр с песком (а также с водой) установлено в уголке юного исследователя. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка, поэтому их можно использовать при проведении коррекционных и развивающих занятий.

14. Изотерапия – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством, терапия изобразительным творчеством. Рисование связано с важнейшими функциями – зрительными, двигательными, речью, мышлением, оно способствует не только развитию каждой из этих функций, но и сочетанию их между собой. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Детям дается возможность порисовать ладошками, использовать традиционные и нетрадиционные техники рисования, использовать материалы на выбор: бумагу разного формата, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки и др. Рисование с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно!

15. Музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки, метод укрепляющий здоровье детей и доставляющий им удовольствие. Используется в организованной образовательной деятельности, после двигательной активности дошкольников, во время релаксационного сеанса, перед сном.

16. Цветотерапия – способность воздействовать на ребенка цветом. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей. Используя в детском саду «Сухой дождь» - шатер из разноцветных атласных лент, которые подобраны от теплых тонов к холодным и закреплены на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать руками, проходить сквозь них, касаясь лицом. Попадая под такой «дождь» три – четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным, «шустрики» заметно успокаиваются, а медлительные, заторможенные дети (они ходят в направлении от холодного цвета к теплому, наоборот, активизируются.

17. Ароматерапия – лечение ароматами. Один из способов их применения (при отсутствии у воспитанников аллергии) : несколько капель масла растворить в горячей воде и распылить в помещении с помощью пульверизатора. В период повышения заболеваемости респираторными инфекциями применяются масло шалфея, эвкалипта, пихты. Кроме того, в группе высажены цветы герани, в пластиковых контейнерах в уголке природы хранятся собранные цветы ромашки и листочки мяты. Эти сборы действуют на детей успокаивающе.

18. Закаливание – особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание эффективно только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

- четкая организация теплового и воздушного режима помещения;

- рациональная неперегревающая одежда детей;

- соблюдение режима прогулок;

- занятия утренней гимнастикой и физкультурной.

К методам закаливания относятся: обширное умывание, сон без маек и подушек, дыхательная гимнастика в кроватях, сухое растирание махровым полотенцем после сна, полоскание горла солевым или фито сбором, чесночные «киндеры», хождение босиком по коврику с шипами, пуговичному коврику, по ребристой доске.

19. Динамическая прогулка – это организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью от 40 до 60 минут. Проводится в те дни, когда нет физкультурных занятий.

Динамическая прогулка состоит из трех частей:

1 часть – вводной, подготавливающей детей к выполнению упражнений;

2 часть – основной, направленной на обучение двигательным навыкам, снятию утомляемости;

3 часть – заключительной, направленной на успокоение пульса и подведение итогов.

Содержание динамической прогулки может быть разнообразным и с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам.

Формы динамических прогулок:

- Сюжетная прогулка (предлагается игровой сюжет, и все физические упражнения органично сочетаются с сюжетом)

- игровая прогулка (проводятся 4-6 подвижных игр)

- тематическая прогулка (проводится с одним из видов физических упражнений, например, с лыжами, игры с мячом и т. д.)

- спортивная прогулка (проводятся спортивные игры)

- танцевальная прогулка (под музыку проводится в форме дискотеки)

- соревнования (проводятся эстафеты, выявляется команда победителей).

Заключение

В результате реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы в детском саду можно сделать следующие выводы, а именно:

1. Формируются навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Проявляется толерантность всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

3. Происходит взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

4. Внедряются научно – методические подходы в организации работы по сохранению здоровья детей, в создании здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

5. Улучшаются и сохраняются соматические показатели здоровья дошкольников.

Чтобы к моменту поступления в школу у ребенка сформировались стойкие привычки, навыки и четкие представления о здоровом образе жизни и продолжали укрепляться в дальнейшем, на протяжении всей жизни, необходимо соблюдать десять золотых правил здоровьесбережения, которые гласят:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте большое внимание на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. От состояния здоровья детей.

Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников Якубенко А. И. Инструктор по физической культуре высшей категории ГККП №4 «Березка» город Уральск Западно – Казахстанская область Забота.

Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада. Современный мир, динамичный и постоянно изменяющийся,.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы воспитателя) Из опыта работы воспитателя Белоконевой Л. Н. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Состояние.

Описание опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» МБДОУ "Курманаевский д/сад №2 "Солнышко" воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий воспитателя Гладковой Анны Сергеевны Сегодня уделяется большое внимание.

Памятка «Реализация ФГОС в практике работы дошкольных образовательных учреждений» Памятка для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений» Федеральный государственный стандарт.

Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий .

Специфика работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, для детей с нарушениями речи .

Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», который был утверждён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада
Опубликовано: 8 июля 2016 в 17:23
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД