МААМ-картинки

Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада

Маргарита Чичканова
Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада

Использование новых подходов

к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада.

Современный мир, динамичный и постоянно изменяющийся, определяет изменения практически во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе и области дошкольного воспитания. Переориентированы цели работы с дошкольниками, что обусловливает изменения в подходах к проблеме воспитания и образования дошкольников. Будущее требует от наших детей инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности.

Публикация «Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада» размещена в разделах

Наша ДОО работает в режиме региональной инновационной площадки по проблеме апробации и реализации ФГОС ДО, обеспечивающего адекватное использование новых подходов. Основная идея, заложенная в этих подходах - обеспечить развитие личности ребёнка в процессе освоения культурных практик. С этой позиции и было реконструировано содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду. По сути, в самих темах комплексно-тематического плана работы нашего детского сада уже заложен компонент формирования ценностного знания, ценностного отношения, ценностной ориентации в окружающем мире, что способствует формированию у ребёнка базиса личностной культуры. Но это изменение с позиции цели. Самым сложным оказалось изменить позицию передачи подготовленных и предлагаемых детям знаний, социальных норм на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Да и в позициях ожидаемых результатов и направлении контроля вопрос замены знаниевого подхода на компетентностный пока остаётся проблемой, хотя и решаемой.

Совершенно новым подходом, определяемым стандартом дошкольного воспитания, является субъект – субъектная позиция ребенка в воспитательно-образовательной работе, которая проявляется в его активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. Эти личностные качества являются целевыми ориентирами дошкольного образования. И достижение этих ориентиров практически невозможно без создания социальной ситуации развития ребёнка, которая представляет собой совокупность трё х групп условий:

пространственно-временных (групповая комната, прогулочная площадка, бытовое, игровое, спортивное оснащение и др.)

социальных (взаимоотношение в детском, взросло-детском коллективе)

деятельностных.

В практике своей работы основное внимание мы уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как она способствует развитию детской инициативы, основного целевого ориентира ООП ДО.

Следует отметить, что в настоящее время совсем не просто создать развивающую среду, отвечающую требованиям стандарта, обладающую новизной, привлекательностью, откликающуюся на новые образовательные задачи, да ещё и легко трансформирующуюся. И, тем не менее, можем сказать, что с участием родителей воспитанников в основном проблема решается.

На наш взгляд, развивающая среда в нашей группе достаточно разнообразна, содержательно-насыщенна и соответствует возрастным возможностям детей. Пространство группы зонированно, оборудование и материалы распределены по центрам активности. Оснащение центров активности меняется в соответствии с темой комплексно – тематического плана, что позволяет использовать метод «погружения» детей в определённую тему. Дети принимают активное участие в проектировании и изменении развивающей среды в группе. Коллажи, рисунки, настенные панно, макеты, поделки из бумаги, теста, глины, пластилина, бросового материала занимают должное место в оснащении развивающей среды. Эти предметы, содержащие в себе элемент личного участия ребёнка в его создании, дороги самому ребёнку. И этот факт даёт нам возможность поддерживать интерес детей к развивающей среде в группе и обеспечивает реализацию требования вариативности среды. Требование полифункциональности среды в основном реализуем за счёт ширм, мягких модулей и предметов заместителей. Дети в группе имеют все возможности

выбирать место для игр и дел, игры и игрушки, создавать места уединения. Перестановка ширмы, постройка стенки-модуля, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, помимо трансформации предметной среды, способствует возникновению новых игр, пробуждает инициативу ребёнка, удовлетворяет его интересы. Кроме того, обеспечивает нашим детям возможность общаться и действовать совместно с взрослыми со всей группой, в малых группах, а также возможность уединиться и заняться любимым делом самостоятельно, поверить в свои силы и способности, в зависимости от индивидуальных особенностей и накопленного опыта воплощать свои творческие замыслы и обогащать свое развитие. Ежегодные смотры-конкурсы на лучшую среду в группах детского сада фиксируют педагогически целесообразные способы её организации.

Признание ребёнка субъектом образовательных отношений на практике, а не в качестве лозунга, потребовало серьёзной работы по пересмотру отношений «взрослый-ребёнок» и изменения форм взаимодействия, и это несмотря на то, свою модель взаимодействий с детьми мы искренне считали личностно-ориентированной. При ближайшем тщательном рассмотрении оказалось, что таковой она была лишь в моменты организации бытовой и самостоятельной деятельности детей. А в образовательной деятельности дети чаще оказывались в роли объекта педагогического воздействия. Пришлось учиться, не только выстраивать партнёрские отношения с детьми,предусматривать гибкое руководство, ориентированное на каждого ребёнка, но и кардинально изменить модель образовательного пространства. Решение вопросов на основании анализа обстоятельств и проблемных ситуаций, творческое решение творческих заданий ставят педагога перед необходимостью овладеть умением конструктивно общаться, взаимодействовать и в системах «педагог-воспитанник», «педагог-микрогруппа», «детские творческие диады», организовывать межгрупповое взаимообогащающее взаимодействие и др. На мой взгляд, решение этой проблемы дело не одного года. Сложившиеся стереотипы преодолеть трудно, но возможно. Считаю, главное на сегодняшний день сделано. Наш подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий можно считать интерактивным,демократическим, сотрудничающим.

Изменился способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса, который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т. п.). Только в развивающейся деятельности ребенок развивается, поэтому основное наше внимание направляется не столько на достижение результата деятельности (красивый рисунок, аккуратная поделка и т. п., сколько на организацию самого процесса, который в дошкольном возрасте для самого ребенка имеет самоценное значение, приносит удовлетворение и формирует новые мотивы. Стремимся, чтобы деятельность была социально - значимой и общественно - полезной. Ежедневно мы организуем «интересные дела» - акции, выставки, коллекционирование, путешествия, опыты, исследования и др.

Стандарт ставит во главу угла индивидуализацию воспитательно-образовательной работы. Данная концепция позволяет учитывать собственный вклад ребёнка в процесс обучения, развития и саморазвития.

Действительно, не существует в мире двух детей, которые могли бы развиваться одинаково. Если мы относимся к детям как к субъектам, то это даёт нам право утверждать, что каждый из них обладает уникальным индивидуальным социокультурным опытом, который мы не можем не принимать во внимание при взаимодействии. Пониманию индивидуальности каждого ребёнка нам помогает диагностическая карта «Социальный портрет ребёнка», которая помогает учитывать индивидуальные особенности малыша, как личностные (темперамент, способ восприятия информации, лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п., так и различия в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Мы выявили склонности, предпочитаемые формы и виды деятельности, предпочитаемых партнёров в общении, игре и других видах деятельности,интересы, потребности, способности, наличие одарённости, творческий потенциал каждого ребенка. В соответствии с этим разработали индивидуальную траекторию развития, которые и реализуем в процессе своей педагогической деятельности.

Стандарт ориентирует на взаимодействие с родителями. Сейчас это взаимодействие в основном направлено на решение задачи, сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Обсудили с родителями нормативные документы, определяющие их главную роль в воспитании, образовании и развитии ребёнка, роль ДОО как их компетентного помощника, пути и методы взаимодействия. Главное, научились советоваться с родителями, а рекомендовать. В настоящее время родители воспитанников с желанием участвуют во всех наших проектах и начинаниях.

Публикации по теме:

Выступление на педчасе «Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД» Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные.

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Использование новых наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 116 "Лучик" Проект на тему: "Использование.

Консультация для педагогов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»Арт-терапия (от англ. art, искусство) — терапия.

Работа детского сада с семьёй по развитию математических представлений детей дошкольного возраста Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Макет карты подходов и близлежащей территории нашего садаМакет карты подходов и близлежащей территории нашего сада Мы с детьми сделали макет карты подходов к учреждению и близлежащей территории нашего сада для наглядного ознакомления воспитанников..

Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста в условиях детского сада Задачи моей работы 1. Вооружить необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах физической реабилитации родителей,.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста детского сада «Праздник Дружбы!» Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем празднике - Дружбы. А вы рады нашей встрече? Дети: Да! Ведущая: Сюда пришли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 05:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД