света лобок
Речевое развитие детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: педагогическая гостиная
Дата проведения: Февраль 2019 года.
Время проведения: 17 ч. 15 мин.
Участники: родители младшей группы
Материал: игрушка – мяч, вата, сухие салфетки, детские книги - сказками, стихами, загадками.
Предварительная подготовка к собранию.
-Анкета для родителей «Речевое развитие ребёнка»
Публикация «Речевое развитие детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада (младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-Изучение методической литературы
-Изготовление приглашений для родителей.
- Буклеты, памятки по теме собрания
Цель: обогатить знания родителей по формированию у ребёнка правильной, чистой речи.
Задачи:
-Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-4 лет
-Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Педагогическая гостиная
Тема: «Речевое развитие детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада»
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
- Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Прежде чем, начать нашу встречу, я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Игра «Мяч радости».
(Цель: Длясоздания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.)
Участники стоят в кругу.
-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение.
Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.
(приглашаю родителей присесть за столы)
2. Основная часть
- Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Сегодня мы вас, познакомим с особенностями речевого развития детей четвёртого года жизни. Рассмотрим игровые методы и приемы по развитию речи, которые можно применять в домашних условиях и которые могут помочь решить эту проблему.
Девизом нашей встречи, будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
(Елена Щукина)
- Сейчас давайте с вами порассуждаем, о том, как вы понимаете выражение «прекрасна речь, красива»
(Чисто произнесена, внятно, понятно, выразительно)
- А знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы речь была внятной, понятной, звучала красиво? (ответы родителей)
- На, кануне собрания, вам было предложено ответить на вопросы анкеты, с целью определения вашего уровня компетентности в вопросах речевого развития детей. Давайте с ними ознакомимся.
80% родителей считают, что именно детский сад должен заниматься развитием речи ребенка.
50% родителей обращают внимание на речь своего ребенка.
20% родителей работают со своими детьми по совершенствованию его речи.
Всего лишь 10% родителей знакомы с нормами речевого развития своего ребенка.
70% родителей хотели бы освоить приемы по развитию речи ребенка.
40% родителей читают детям потешки и рассказывают сказки.
10% родителей не уделяют внимание развитию речи своего ребенка.
60% родителей считают, что вся семья должна принимать участие в исправлении речевых нарушений у ребенка.
Это все и послужило к организации и в проведении встречи свами.
На столе у вас лежат карточки «Факторы, положительно влияющие на развитие речи детей»
- Я предлагаю взять их, и не просто ознакомиться, а определить самый важный фактор для вас и выстроить их в единую цепочку от самого значимого к менее значимому. Не правильных ответов у нас не бывает.
(коллективная работа, время одна минута, работа на доске)
- Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать, мы с вами проведём педагогический всеобуч, где мы познакомимся с нормами речевого развития дошкольников 3-4 лет и посмотрим с вами, правы вы были, изменится ли ваше мнение, о правильности построенной вами цепочке факторов.
- Активный словарь ребенка в этом возрасте составляет полторы – две тысячи слов.
- Нормой является перестановка слогов в словах – самолет – масалет, путаница в звуках; река-лека.
- Также норма у ребенка путать в местоимениях, предлогах, окончаниях слов – мой мама, ежей- ежов,
- Неумение создавать полные, законченные, логические рассказы также в этом возрасте является нормой.
- Норма – это интерес к заучиванию новых слов, стихотворений, рифмованию – баю-бай-засыпай, мишка-шишка.
- Ну и конечно проблемы с произношением шипящих и свистящих звуков, [р], [л], [c] [з] [ш] [щ] [ц] [ч] – шуба-суба; щенок-сенок.
Но в 3-4 года ребёнок должен уметь:
- Называть свое имя, фамилию и отчество
- Называть имена родственников и знакомых
- Описывать увиденную ситуацию
- Называть признаки предмета (стеклянный. мягкий, прозрачный)
- Называть действия (сидит, идет, рисует)
- Участвовать в диалоге с педагогом
- Изменять громкость голоса
- Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным
- Обобщать предметы.
- Как вы думаете, чем мы должны заниматься с ребёнком для успешного развития речи детей? (ответы родителей)
Все ваши ответы верны. Но, так как основной вид деятельности дошкольного возраста – игра.
Я, вашему вниманию предлагаю серию игр, для развития речи детей, которые вы можете проиграть с детьми дома.
1. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет артикуляционная гимнастика, которая способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус. Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ.
Артикуляционное упражнение:
«Улыбка» (укрепляет мышцы кончика и спинку языка.)
(Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд.)
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
«Орешки» (укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.)
(рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - «орешки»)
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
2. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. Для упражнения речевого дыхания, вы можете провести игры на развитие продолжительного и плавного выдоха. У каждого, дома есть вата. Предложите ребёнку порвать её на мелкие кусочки, это также полезно для развития мелкой моторики.
«Снежинки»
Положите ребенку кусочек ваты на ладошку. «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает» Объясните ему что, вдох должен спокойным, через нос, а производит выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным. А теперь пусть ребёнок сам подует на «снежинку»
Можно малышу предложить устроить «Буря в стакане» с помощью трубочки и стакана с водой, выдувать мыльные пузыри, пускать кораблики в тазе с водой, заставляя их плыть, подув на них.
Речевая игра «Насос» - развивает правильное речевое дыхание- длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. Возьмите в руки воображаемый насос и давайте накачаем шины. Поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох носом и, опуская руки вниз плавно выдыхая ртом произносим звук ссссс)
3. Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание
В. А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Для развития мелкой моторики, а также речи, памяти, внимание, мимики детей мы с вами проведём пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).
Пальчиковая игра с платком «Медведь», поможает убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляет мышцы всего тела.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка кажется застрял!
(С силой вытянуть платочек).
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
4. Для формирования детской речи по громкости, скорости, тембру, интонации можно провести игру «Песенка паровоза». Давайте вместе со мной пропоём песенку большого паровоза -басовито, а маленького – игрушечного – в более высокой тональности.
Как вы видите, все игры простые. Не обязательно покупать дорогостоящие товары, не хуже для развития ребенка и то, что есть всегда под рукой: крупы, макароны, соленое тесто, пуговицы, прищепки, горох. Все это полезно перебирать, перекладывать. Эти упражнения со своим ребенком изо дня в день можете делать и вы, родители, к дополнению той работе, которая конечно же проводиться в детском саду воспитателем
Давайте, с вами, вернёмся к факторам речевого развития и посмотрим, не изменилась ли ваша позиция в отношении данной цепочке?
(если изменилась, то переставляю цепочку)
Не зависимо от того, как вы выстроили эти факторы, они все, значимы для успешного речевого развития.
3. Заключительная часть
В басне И. Крылова: «Лебедь, Рак и Щука»: говорится «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет у него не дело только мука».
И если мы, объединим наши усилия, то эти задачи будут решаться быстрее и эффективнее.
Я призываю Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.
Безусловно, очень хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес что-то полезное для себя. Конечно же, кто-то может применить полученные сведения в большей степени, кто-то-в меньшей.
Но хотелось бы знать, получили ли вы, ответы на интересующие вас вопросы?
(ответы родителей)
В свою очередь хоту выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
Рефлексия
Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красными или синими шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку синим шариком.
(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.)
Литература
1. Максаков А. И. Правильно ли говорят ваши дети. – Москва «Просвещение» 1988.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития» 1998.
3. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития» 1996.