Лучший педагог года

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада

Татьяна Иванова
Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада

Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей и помогает им научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Дошкольники и педагоги свободны в выборе материала, способов и видов деятельности.

Публикация «Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада» размещена в разделах

Вот уже несколько лет педагоги нашего детского сада реализуют проектную поисково-исследовательскую деятельность. Все начиналось с педагогического исследовательского проекта «Ребёнок в мире поиска» по развитию у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим. Цель проекта : создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности личности ребёнка через поисково-исследовательскую деятельность Проект «Ребёнок в мире поиска» принял участие во всероссийском конкурсе исследовательских педагогических проектов и занял второе место. В рамках проекта была создана система совершенствования профессионального мастерства педагогов по проектной, поисково-исследовательской детской деятельности : через семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические советы, смотры-конкурсы педагогических исследовательских проектов.

Невозможно реализация проектной, поисково-исследовательской детской деятельности без создания соответствующих условий, предметно-развивающей среды. Поэтому были проведены различные смотры-конкурсы и созданы:

Экспериментально-исследовательские центры и уголки экспериментирования в группах;

Литературные уголки;

Сенсорные уголки;

Уголки сюжетно-ролевой и театрально- игровой деятельности.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками :

• Занятия – экспериментирования;

• Работа в мини-лабораториях

Поисково-исследовательская деятельность

• Организация мини-музеев в группах

• Музейная педагогика

• Просмотр мультимедийных проектов

• Презентации проектов

• Создание книжек-малышек

• Изготовление лэпбуков.

У каждого педагога нашего дошкольного учреждения есть долгосрочные педагогические проекты со своими целями, задачами, описанием системы работы и результатами. Такие как:

Информационно-практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию детей «Будь природе другом»

Педагогический исследовательский проект по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Я – гражданин»

Педагогический исследовательский проект по нравственному развитию детей через приобщение к истокам русской народной культуры «Приобщение детей к русской народной культуре»

Педагогический исследовательский проект по патриотическому воспитанию дошкольников на основе традиционной русской культуре «Я – частица своей семьи»

Так же есть краткосрочные педагогические проекты, имеющие свои цели, задачи, описание реализации проекта и конечный результат: по направлениям

Экологические (природоохранные) проекты

Здоровьесберегающие

Нравственно-патритические.

С 2013 года ежегодно в детском саду проходит смотр-конкурс педагогических поисково-исследовательских проектов. В 2017 - 2018 году это смотр-конкурс проектов по экологическому воспитанию «Мир природы глазами детей».

Педагоги транслируют свой опыт работы по эффективному применению технологии проектной деятельности на различных уровнях:

- кустовых методических объединениях воспитателей, специалистов города;

- научно-практических конференциях;

- интернет-сайтах работников дошкольного образования.

Принимают участие в творческих, педагогических конкурсах профессионального мастерства, о чём свидетельствуют полученные грамоты и дипломы за участие в конкурсах, сертификаты о публикации педагогических исследовательских проектов на образовательных интернет-сайтах работников дошкольных образовательных учреждений.

Широко распространена в образовательной работе нашего учреждения детская проектная деятельность, где в основе стоят четыре основных вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как мы это будем делать?

• Что мы узнали?

Важным условием организации детской проектной деятельности является то, что они идут от интереса детей! Так в январе 2018 года воспитанники подготовительной группы приняли участие в конкурсе ДОУ поисково-исследовательских проектов «Моё любимое животное».

Детская проектная деятельность привлекает и внимание родителей воспитанников, о чём свидетельствует семейный конкурс детских поисково-исследовательских проектов «В мире детских проектов», целью которого было привлечение родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности, содействию развитию творческой исследовательской активности детей, формированию у детей научной картины мира. Перед проведением конкурса с родителями был проведён консультационный семинар по организации детской проектной деятельности. В конкурсе приняло участие более 50% семей учреждения (начиная со средней группы, где дети совместно с мамами и папами рассказывали, почему они выбрали ту или иную тему, какова актуальность данной проблемы, рассказывали о методах её изучения и результатах. Тематика детских проектов была разнообразна :

- «Для чего нужна мука?»;

- «Транспорт»;

- «Я люблю танцевать»;

- «Кто такие рыбы?»;

- «Грибное царство»;

- «Почему в нашей луже не водятся крокодилы?» и другие.

Воспитанники нашего детского сада стали активными участниками и победителями Открытого межрегионального конкурса проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий», проводимых факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». Проектные работы под названием «Как мы выращивали тыкву?», «Откуда берётся вода?», «Кто такие динозавры?», «Для чего нужна мука?» были высоко оценены конкурсной комиссией.

В 2018 году воспитанник подготовительной к школе группы принял участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» и занял первое место с детским проектом «К какой породе кроликов относится моя Пуша?»

С целью развития проектной деятельности педагоги нашего детского сада :

создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

внимательны к детским вопросам, регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

поддерживают детскую инициативу и автономию, предлагают детям самим выдвигать проектные решения;

помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

организуют предметно-пространственную среду для развития проектной деятельности;

активно включают родителей (законных представителей) в проектную деятельность детского сада и групп.

Мы глубоко убеждены, что в нашем детском саду созданы условия для развития проектной, поисково-исследовательской детской деятельности.

Библиографический список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миноборнауки РФ [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2015. -96с (Правовая библиотека образования).

Публикации по теме:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся.

Доклад «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Доклад по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается.

Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Родительское собрание «Развитие речи детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во второй младшей группе: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада
Опубликовано: 22 января 2019 в 15:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД