Дарья Пономарёва
Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр на основе русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
П
альчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Публикация «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр на основе русских народных сказок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Нормативно- правовая база.
Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:
• владение речью как средством общения и культуры,
• обогащение активного словаря,
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
• развитие речевого творчества,
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
• знакомство с книжной культурой, детской литературой,
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В условиях реализации ФОП ДО новым направлением является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО :
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых сказках-играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством эстетического воспитания. Особенно, если их использовать в сочетании со сказками.
Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.