Папки-передвижки

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до»

Виктория Бравко
«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до»

Подготовила: воспитатель Бравко В. В.

В ходе непосредственно образовательной деятельности, вслушиваясь в речь детей своей группы, мною было подмечено, что познания детей о природе, событиях и явлениях, происходящих в окружающей жизни очень бедны. В период начала учебного года было видно, что детям трудно выразить словами то, что они видят, чувствуют, слышат. Явно прослеживался недостаток слов для передачи смыла знакомой сказки, рассказа. Скудная диалогическая речь детей проявлялась в неспособности грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Публикация «„Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах

Недостатки в развитии речи детей и мотивировали меня на начало работы в данном направлении.

В своей работе использую методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного. Особое внимание уделяю деятельности детей, заключающейся в отражении своих впечатлений об окружающем мире в продуктивных видах деятельности. В связи с этим, целью моей работы является стимулирование речевой активности детей, посредством их включения в разнообразные виды деятельности связанные с отражением окружающего мира природы, животных, предметов и человека (наблюдение, чтение художественной литературы (стихи, потешки, загадки, сказки, легенды) изодеятельность, конструирование, театральная и трудовая деятельность, упражнения на развитие мелкой моторики, координации речи с движением).

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1. Обогащение и активизация словаря у детей;

2. Развитие диалогической речи;

3. Развитие монологической речи;

4. Индивидуальная работа с детьми.

3. Обогащение и активизация словаря.

Наблюдения, прогулки и экскурсии позволяют познакомить детей с новыми для них словами или новым значением знакомых слов. Задачей педагога является заранее наметить для себя слова, которые будут для детей новыми и в процессе наблюдения стараться так поставить вопросы, чтобы ответы на них от детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова обязательно закрепить в процессе беседы, при рассматривании картин, фотографий, иллюстраций и собственных продуктов изодеятельности.

Наблюдения на прогулках расширяют и уточняют конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

4. Диалогическую речь детей развиваю при проведении :

Бесед

Рассматривании картин о природе

Чтении художественной литературы

Театрализованной деятельности

В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему осенью лужицы покрываются коркой льда?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Осенью лужицы покрыты тонкой коркой льда, потому что холодно и приближается зима», «Вода от холода замерзает, и лужа покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин о природе также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.

В ходе инсценирования и драматизации заранее приготовленных сказок экологического содержания («Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком») незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

3. Развитие монологической речи

Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строю как обучение их следующим видам рассказов:

сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы познакомились с Байкальскими нерпами», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок», «Как мы ухаживаем за растениями);

описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок летом и осенью», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;

описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок летом и осенью», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;

описательный рассказ о сезоне в целом («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Туман», «Круговорот воды в природе», «Береза осенью» «Осенний букет»)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм :

«Нужно – не нужно» «Подскажи слово»

«Кто, где живёт?» «Узнай, о чем я говорю» «Узнай на вкус» «Подбери листок» «Что за птица?»

«Узнай по голосу животного, птицу» «Угадай, про кого расскажу», «Отгадай, что это?», «Что сначала, что потом» «Что опасно для природы»

«Угадай, что в мешочке» «Когда это бывает?»

«Чей хвост?» «С какой ветки детки?»

Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В своей работе использую приё мы: словесные, наглядные, игровые, практические.

А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования:

- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_4b1tt.pptx | 16454,07 Кб
 
Публикации по теме:

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА Консультация для педагогов.

Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО» ДОКЛАД К СЕМИНАРУ – ПРАКТИКУМУ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическое объединение Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» 2015г. Здравствуйте, уважаемые.

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС  Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи.

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет нравственные понятия, корректирует социальное поведение. Ключевые.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Именно творческая деятельность человека делает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 22:22
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД