Ирина Пирская Олиференко
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Движение- здоровье, движение-радость, движение- развитие. Через движение ребенок находит выход в своей неумолимой жажде познания, энергии, фантазии. Движение создают условия для создания интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение — это жизнь ребенка, его стихия!
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Публикация «Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов.
Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе, чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т. к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие- это два связанных друг с другом процесса.
Растить детей здоровыми, сильными- задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в нашем детском саду одной из годовых задач, является привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Формами организации оздоровительной работы являются : физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки, физкультурные досуги, физкультурные занятия, занятия на прогулке, дни Здоровья).
Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, общеобразовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.
В своей работе для формирования интереса я стараюсь использовать разнообразные типы проведений занятий такие как: тренировочные, игровые, сюжетно-игровые, контрольно-проверочные.
Общеразвивающие упражнения на занятиях иногда заменяю комплексом гимнастики, она способствует приобретению двигательной культуры, выразительности, гибкости, координации движений и обеспечивает эмоционально-положительное состояние детей.
Особое внимание уделяю подвижным играм на занятии, они способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Каждый ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равные среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Достаточно высокая активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В подвижной игре дети получают удовлетворение. Поэтому важно обеспечить достаточную продолжительность игровых действий и целесообразную двигательную активность играющих. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Направленность игры проявляется особенно ярко, если она проходит эмоционально, пробуждает детское выражение, активность.
В конце занятия я провожу малоподвижные игры, релаксации. Например, упражнение «Растаявшее мороженое». Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляя все мышцы, делают глубокий вдох и выдох, открывают глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Такие упражнения положительно влияют на физическое состояние детей.
Так же, очень эффективны прогулки и физические занятия на свежем воздухе, т. к. позволяют не только повысить двигательную активность, но закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды, его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Невозможно себе представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Во время физкультурного досуга дети участвуют в развлекательных играх, забавах, танцуют, отгадывают загадки. Большое количество игр носит характер эстафет, где дети делятся на команды, соревнующиеся между собой.
Не для кого ни секрет, что вопросы воспитания здорового образа жизни ребенка должны решаться в тесном контакте с его семьей. Главное в работе с родителями- формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ. Для решения этих проблем, подачи родителями своим детям пример и формирования у родителей основы физкультурной грамотности, в нашем детском саду проводятся спортивные праздники совместно для детей и их родителей.
Родители видят какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как играя он тренируется. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Мария Монтессори говорила: «Детей учит то, что их окружает», поэтому наша задача, как педагогов, так и родителей- начинать заботиться о своём здоровье, подавать детям правильный пример, заниматься спортом и закаляться.