Папки-передвижки

Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии

Ярослава Михолап
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии

«Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии»

Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский: «Там, где дети усиленно учатся говорить… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т. е. уметь говорить и слушать других (З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова). Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов — Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтиллиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы (А. Ф. Лосева). Говоря о качественных характеристиках общения, считаем необходимым остановиться на том, как педагоги, психологи определяют, что такое общение. По мнению В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Следовательно, межличностное общение по основным своим характеристикам является видом деятельности, отличающимся от других тем, что его суть составляет взаимодействие человека с человеком, а не взаимодействие человека с предметом или с какой-либо вещью. Во взаимодействии людей, которое выступает как общение, каждый человек постоянно оказывается в роли объекта или субъекта этого общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. И одновременно он оказывается объектом познания для всех тех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства. Пребывая в положении объекта или, наоборот, субъекта общения, разные люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими этих ролей (А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский). Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О. М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. Общение как особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-объектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресуется к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе (Ю. К. Бабанский). Общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанность к семье. По мнению А. Клемпински, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок научается жить на горизонтальной плоскости, строить отношение на равных. Ж. Пиаже утверждал, что общение со сверстниками способствует разрушению эгоцентризма. Ю. А. Приходько утверждает, что совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников — важнейший источник формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение или доброжелательность, гуманность. Исследования Ю. А. Приходько свидетельствуют о том, что совместная деятельность в среднем дошкольном возрасте может быть только одним из средств формирования положительных взаимоотношений детей. Развитию подлинно гуманистических отношений между детьми способствует опыт повседневного положительного общения со взрослыми и сверстниками в быту и в различных видах деятельности. Задача педагога и родителей — формировать у ребенка положительную направленность на другого человека, умение проявлять к нему внимание и заботливое отношение. Итак, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Публикация «Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии» размещена в разделах

Публикации по теме:

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация «Роль взрослого в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста» Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР опыт работы по теме: «Роль сказки в речевом развитии детей с ОНР» «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии» Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет» (средняя группа) Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет" Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Роль сказки в речевом развитии дошкольников Роль сказки в речевом развитии дошкольников 1. Информация об опыте Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников". Сведения.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 21:02
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД