Любовь Беляева
Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка».
/Лев Семенович Выготский/.
Эмоция –это и есть сама жизнь!
Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь.
Публикация «Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка» размещена в разделах
Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка.
Детям сложно говорить о своих чувствах, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния. Возможно, это связано с возрастом или обусловлено тем, что с ними об этом просто не говорят близкие.
Например, подолгу находясь у компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме, со стороны взрослых, также не всегда встречается должное внимание к настроениям ребенка. Родители бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды. Почему же взрослые, лишены наблюдения за своими детьми? Если плачет ребенок, то важно знать причину слез и не ругать его. Если он плачет по причине того, что ему больно или его обидели, то надо попробовать найти способ решения проблемы или способ его успокоить. В этот момент важно не запрещать ребенку плакать, а попробовать переключить его внимание на что-нибудь другое, возможно, почитать книгу вместе или поиграть, порисовать вместе с ним. Не выраженные эмоции могут привести к проблеме со здоровьем. Надо найти золотую середину и, если ребенок устал, он тоже может быть плаксивым и раздраженным и нам, взрослым, нужно порой вспомнить, как важно нам таким большим и умным порой чувствовать поддержку.
Сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного змоционального микроклимата - это хорошее настроение детей в течение всего дня; доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; способность детей занять себя интересным делом; возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного.
Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садится на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам; ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Чтобы контакты педагога с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, педагогу необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы
Приведем примеры:
Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Ваня плохо владеет навыками конструирования, и гараж его рушится. Он смущен и огорчен. Мальчик снова принимается за дело – и опять неудача. Теперь на лице его досада. Другие дети начинают смеяться. Воспитатель, улыбаясь, предлагает построить еще раз. Ваня с опаской начинает строительство, его постройка опять рушится. Он, плача, ломает гаражи других детей – начинается драка. Воспитатель раздраженно сажает Ваню на стул.
Сначала воспитатель искренне хотел подбодрить мальчика, но не сделал главного в этой ситуации – не показал приемы конструирования. Кроме того, необходимо было воздействовать на тех мальчиков, которые смеялись над Ваней. В результате у ребенка появилось отрицательное эмоциональное состояние.
Другой пример.
В группу принесли новую мозаику. Славе не удается сложить рисунок. Он огорчен и раздосадован. Воспитатель, играющий с другими детьми в лото, подходит к Славе и предлагает ему сложить рисунок вместе. Воспитатель, не акцентируя внимание мальчика к своей помощи, подсказывает правильные способы конструирования. В итоге Слава испытывает чувство радости от того, что у него «получилось».
В этом случае тактичная помощь помогла установить личностный контакт, результатом чего стало предупреждение ситуативного эмоционального дискомфорта.
А вот примеры для размышления:
Сложилась такая ситуация:
Воспитатель пришел работать во вторую смену в чужую группу. Девочка, уходя домой, взяла игрушку домой. Воспитатель объяснила, что домой игрушки нельзя брать. Ребенок стал плакать. Мама ребенка стала возмущаться, говоря о том, что воспитатель группы всегда дает ей игрушки домой. Воспитатель вежливо сказала, что придет ваш воспитатель, тогда возьмешь игрушку домой. (ваше мнение).
Другой пример:
Воспитатель учит, например, дни недели, части суток и. т. д. А другой воспитатель говорит, кто выучит, тот получит сладкую конфету и каждый раз правильный ответ-конфета. И вот, когда другой воспитатель спросил ребенка, например, части суток, и ребенок ответил, но за правильный ответ попросил слезно конфету: «Дайте мне конфету, я же выучил.» ….и ребенок продолжал плакать. (ваше мнение).
Приведенные примеры позволяют сделать вывод: воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт.
Избегайте публичных негативных оценок детей – это лишает их перспективы занять достойное место в детском сообществе, настраивает против них сверстников, понижает самооценку; подойдите к ребенку, возьмите его за руки, посмотрите ему в глаза и скажите, что огорчило вас в его поступке. Чаще хвалите детей, создавайте атмосферу эмоциональной поддержки – если ребенок в чем-то провинился, то, может быть, более эффективными будут доброжелательные слова: «такому хорошему мальчику, как ты, совсем необязательно толкать и обижать…»
- ребенка, не успевающего выполнять задания, следует поддержать: «я заметила, что ты сегодня старалась на занятии, и очень рада, что у тебя получается все лучше и лучше».
Подходите индивидуально к каждому воспитаннику – гиперактивный ребенок : на такого ребенка хорошо влияет телесный контакт (мягкое поглаживание рук, спины, спокойный, без ноток раздражения
– неуверенный, робкий ребенок (или новичок) : желательно поиграть с ним, постепенно подключая других детей, малыш поймет, что вы оказываете ему особые знаки внимания, другие дети также это поймут – ведь с ним играет сам воспитатель.
– капризный ребенок : сначала разберитесь в причине слез или упрямства, ваша реакция должна быть сочувствующей, ведь каприз – часто сигнал, что ребенок нуждается в помощи, если вам не удается сразу успокоить ребенка, не надо считать себя плохим педагогом, причина такого поведения может быть в семейных отношениях, в состоянии здоровья ребенка.
– агрессивный ребенок : истоки такого поведения чаще всего надо искать в семье, воспитатель должен в тактичной форме рассказать родителям о проблеме ребенка, о том, что его агрессия мешает ему жить в коллективе, важно поднять статус ребенка в глазах родителей, подчеркнуть его положительные качества.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, почва и т. д. чтобы нормально расти ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
В условиях современной жизни, человек любой профессии испытывает колосальное напряжение. Педагоги, воспитатели, специалисты оказываются в еще более сложной ситуации, ведь их труд всегда отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательная окрашенность психолгического состояния педагогов снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми, родителями, коллегами. Постоянная усталость, конфликты и недопонимание во взаимоотношениях разрушают психическое здоровье, формируя синдром профессионального выгорания.
А преодолеть синдром профессионального выгорания помогут релаксационные упражнения, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение, обрести уверенность в себе, получить заряд энергии, справиться с негативными эмоциональными проблемами.
Но мы, педагоги, не должны свои отрицательные эмоции перекладывать на детей. Будем работать всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под настроением нужно понимать настрой на работу