Анна Разделкина
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕБЕНКА В ДОУ»
Подготовила
педагог – психолог МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления
№ 151» г. Саратова Разделкина А. Э.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить ребенка вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В наше время, когда родители слишком заняты тем, что надо обеспечить материально семью, не уделяют должного внимания своим детям, считая, ненужным тратить время на "детские" проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо :
• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
• позитивность окружающей детей обстановки;
• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;
• гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
Должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Знакомство с базовыми эмоциями должно осуществляться, как в ходе воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, хороводных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.
Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
В заключении хотелось рассказать притчу:
«Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:
- Что тебе еще дать?
- Дай мне счастье! – ответил человек.
-Ну, хорошо, протяни руку, – и положил на ладонь человека последний кусок глины.
- Дальше лепи сам».
Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты. Одной из таких игр, которую можно проводить каждый день с небольшими видоизменениями, является
Ритуал приветствия «Солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
В процессе игры, дележа игрушек дети часто ругаются и ссорятся. Научить ребенка мириться – непростая задача для родителей и воспитателей. В этом поможет игры «Мирилки». Расскажите ребенку, что с помощью «мирилки» очень удобно (а главное весело) мириться с подружками и друзьями. При этом нужно соблюдать специальный «волшебный» ритуал: зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими, произнести наизусть текст «мирилки».
Солнце выйдет из-за тучек,
Чем ругаться и дразниться Нас согреет теплый лучик.
Лучше нам с тобой мириться! А ругаться нам нельзя,
Очень скучно в ссоре жить, Потому, что мы друзья.
Потому, давай дружить!
Можно поиграть с детьми в игру «Зайки и слоники» (Лютова Е. Н., Мотина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу предложить игру, которая называется, «Зайки и слоники». Сначала мы будем с вами «зайками- трусишками». Скажите, когда зайка почувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит! Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.»
Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человек?», дети разбегаются по группе и прячутся. «А что делают зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми несколько минут.
«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Что делают слоны, когда видят тигра…»Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Много игр, которые направлены на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.
«Гусеница» (Коротаева Е. В.)
Цель: игра учит доверию. Успех продвижения зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться до мяча нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в одной цепи, но без помощи рук, нужно пройти по определенному маршруту.
Для наблюдающих: следует обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».
Очень интересная игра «Неожиданные картинки»
Цель: Во время игры можно увидеть вклад каждого ребенка в общий рисунок.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую – нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картинку.
Дать детям порисовать еще 2-3 минуты и попросить снова свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. Можно оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Этюды на расслабление мышц.
«Штанга»
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«Сейчас мы будем с вами спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штагу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу н6а пол, отдохните. Попробуем еще раз. (Можно предложить приподнять, штангу надо над головой и попытаться зафиксировать положение)
«Шалтай – болтай»
Шалтай – болтай
Сидел на стене
Шалтай- болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз»
Прощальная игра
А вот и прощальная игра… ВЫСОКО,
Нам книгу закрывать пора, А ты ответишь:
Мы все надеемся, НИЗКО.
Что с ней Скажу я слово
Ты стал ДАЛЕКО
Немножечко умней, А ты ответишь:
Узнал ты много ….
Слов смешных Скажу я слово
И много ПОТОЛОК,
Всяких всячин. А ты ответишь:….
И, если ты Скажу я слово
Запомнил их, Не зря ПОТЕРЯЛ
Твой день потрачен. И скажешь ты:…
И нам с тобой Скажу тебе я слово
Пришел черед ТРУС
Сыграть в игру Ответишь ты:….
«Наоборот» Теперь
Скажу я слово НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай…