Наташа Сорокина
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Помимо психических процессов огромное значение имеет развитие положительного эмоциональной сферы, которая относится к числу важнейших условий развития личности ребенка, осознания ребенком себя. Известный психолог Л. С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств, который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». Поэтому, только согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сферы, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им зачастую оказываются свойственны такие комплексы, как незащищенность, тревожность, состояние постоянного напряжения.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то в дошкольном учреждение необходимо обеспечить его психологический комфорт. Эмоциональное благополучие ребенка обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога).
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему педагога. Компонентами эмоционального отношения к детям являются действия педагога, общий эмоциональный фон в его работе, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком и конечно стиль общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.
Например, в случае если педагог доминирует над детьми, ожидает беспрекословного послушания и повиновения, а желание детей для него мало что значит, разве может идти речь и эмоциональном благополучие ребенка в этой ситуации? Такой стиль общения непременно приведет к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И как результат: нежелание посещать детский сад и нарушение социальных контактов. С моей точки зрения наиболее подходящий стиль общения педагога с детьми, это демократический стиль. Педагог с таким стилем общения способен развить в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях, он стимулирует самостоятельность детей. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.
Еще один значимый фактор для комфортного эмоционального самочувствие ребенка характер его отношений со сверстниками. Только положительные взаимоотношения со сверстниками смогут сформировать у детей такие качества как отзывчивость и искренность, а вот конфликтные взаимоотношения приведут к отчужденности, скрытности и агрессивности. Это еще одна причина, почему некоторые дети не хотят ходить в детский сад, это те дети не смогли наладить свои отношения с другими детьми и дома они чувствуют себя спокойнее, увереннее и комфортнее. Педагог должен своевременно обращать внимание на формирование микроклимата в группе, не выделять детей, вырабатывать у детей самоуважение и доброе уважительное отношение к сверстникам.
Еще одна важная составляющая эмоционального развития ребенка это психологический климат в семье. Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Дети нуждаются в родительской любви, она выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического комфорта. Уверенности в том, что его любят и о нем заботятся для ребенка важная составляющая его эмоционального развития. Психологический климат в семье влияет на ребенка, как дома, так и в детском саду. Заботящийся о своем ребенке родитель всегда обратит внимание на его успехи и неудачи, его забота не может ограничиваться только поцелуями и ласками. Он должен быть чуток к эмоциональному миру ребенка, уметь подчеркнуть его достоинства, осознавать важность душевной теплоты и общения. Стараться всесторонне развить своего малыша, целенаправленно и систематически воспитывать его эмоции и чувства.
Цель данной статьи попытка донести педагогам и родителям важность и значение эмоционального благополучия в развитии ребенка. Чтобы совместными усилиями способствовать развитию чувственной сферы детей, что позволит обеспечить психологический комфорт ребенка, а значит его полноценное развитие.
В общении и взаимодействии с детьми педагогам
желательно следовать правилу трех «П» :
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Рекомендации родителям как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:
• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;
• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;
• На своем примере показывайте значимость своей семьи;
• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;
• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
• Формируйте адекватную самооценку;
• Постарайтесь стать самым близким другом;
• Учите дорожить друзьями;
• Учите ребенка быть внимательным к окружению;
• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!