Лучший педагог года

Конспект НОД для старшей группы «Россия — многонациональная страна»

Лепшокова Земфира Хасановна
Конспект НОД для старшей группы «Россия — многонациональная страна»

Конспект НОД старшая группа

Воспитатель Лепшокова З. Х.

Тема: «Россия многонациональная страна»

Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи:

• Закреплять и расширять представление о России

• Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России

Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Россия — многонациональная страна“» размещена в разделах

• Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину

• Способствовать формированию у детей интереса к народам России

• Познакомить с особенностями разных народных культур.

• Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.

• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России : «Вестовые» (якутская н. и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и, «Тимербай» (татарская н. и, «Платочек» (мордовская н. и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия: Видеопрезентация, Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; книги со сказками народов России, настольный театр по сказке «Кудрявая девочка», д/игра «Собери национальный костюм»

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, театральная.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Беседа с видеопрезентацией. «Россия многонациональная»

1. слайд.

- Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

Читает ребёнок Эмирхан

Стихотворение Т. Бутова «Родина»

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и. я.

Воспитатель: Какие символы России вы знаете? (ответы детей)

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называются … россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В. В. Путин.

Воспитатель :Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

2слайд. - Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Ответы детей: (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, ненцы и др.)

Сюрпризный момент. «К нам пришла посылка»

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н. к. – кокошник.

Татарский н. к. – тюбетейка.

Чеченский н. к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н. к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

- что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

- кому может принадлежать эта одежда?

- кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду)

- как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :

-У русских родной язык… (русский)

-У татаров родной язык… (татарскии)

-У башкир родной язык… (башкирский)

-Послушайте, как здороваются эти народы по разному на своем языке.

Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте.

3. слайд

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: - Посмотрите на мордовский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют.)

Поиграем в мордовскую игру «Платочек»

Мордовская народная подвижная игра

Игра «В круги» напоминает игру «В сле-пую старуху». Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала

- Воспитатель: что особенного в татарском национальном костюме?

Ответы детей:

- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе, на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

4 слайд - А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

5 слайд - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Воспитатель:- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

Д/ настольная игра «Собери национальный костюм» из серии разрезные картинки. Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.

Воспитатель -Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Пальчиковая игра

Разных народов большая семья, -(вертят ладошки, шевеля пальцами)И этим гордиться должны мы друзья - ладони в «Замок» поднимаем пальцы)

Россией зовется общий наш дом, -(из ладошек делаем крышу дома)

Пусть будет уютно каждому в нем. - (ладони прижаты друг к другу)Любые мы трудности вместе осилим -(потираем кулачки друг об друга)

И только в единстве сила России. -(поднимаем руки вверх и раскрываем ладони)

Рефлексия

игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Всем народам дружное: Ура! (машут руками)

Танец народов

-Что нового узнали? - О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

Публикации по теме:

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия — великая страна!» для детей подготовительной к школе группы «Моя Россия – Великая страна!» Сценарий праздника ко дню России для детей подготовительной к школе группе. Цель: Воспитывать у детей чувство.

Детский мастер-класс по изготовлению плаката «Россия многонациональная страна»Детский мастер-класс по изготовлению плаката «Россия многонациональная страна» Коллективная работа старшей группы "Казачата" в рамках реализации среднесрочного проекта "Россия, многонациональная страна" Идея композиции.

Фотоотчет о конкурсе «Моя любимая Россия — моя бескрайняя страна»Фотоотчет о конкурсе «Моя любимая Россия — моя бескрайняя страна» «Россия – Родина, наш дом Где вместе с Вами Мы живем!» В детском саду № 66 «Радость» в преддверии городского конкурса чтецов, который будет.

Итоговое мероприятие в подготовительной группе «Моя страна — Россия»Итоговое мероприятие в подготовительной группе «Моя страна — Россия» Итоговое мероприятие в подготовительной группе "Моя страна - Россия" Добрый вечер, уважаемые коллеги! И снова спешу с вами поделиться.

Мини-музей «Россия многонациональная»Мини-музей «Россия многонациональная» Цель: Средствами мини-музея осуществлять, формирование личности воспитанника, как достойного представителя многонационального,казачьего.

Модель занятия по социальному миру «Наша страна-Россия» Программное содержание: Формирование патриотических чувств, первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице. Развивать.

Положение о проведении выставки рисунков «Моя Родина-Россия-многонациональная страна»Положение о проведении выставки рисунков «Моя Родина-Россия-многонациональная страна» Общие положения:Выставка рисунков «Моя Родина – Россия – многонациональная страна», посвященная «Дню народного единства» среди педагогов,.

Проект «Россия — огромная страна»Проект «Россия — огромная страна» проект «Россия- огромная страна» Подготовил: воспитатель: Бирюкова И. Е Тип проекта: Патриотический, познавательный, групповой. Участники.

Проектная деятельность в средней группе «Россия — моя страна» Дата: 30.10 -03.11.2017 Тема: «Россия – моя страна» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Стенгазета «Моя Россия — моя страна»Стенгазета «Моя Россия — моя страна» Уважаемые коллеги! Ко дню России мы с детками сделали газету, но немного задержали её выпуск в свет по техническим причинам о которых я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для старшей группы «Россия — многонациональная страна»
Опубликовано: 28 октября 2020 в 00:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД