Приложение МААМ

Консультация «Рождение экологического миропонимания у дошкольников»

Елена Фурсова
Консультация «Рождение экологического миропонимания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Рождение экологического миропонимания у дошкольников»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности.

Публикация «Консультация „Рождение экологического миропонимания у дошкольников“» размещена в разделах

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребёнку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания. Проводя наблюдения по территории детского сада, экскурсии в парк, сквер, дети называют правила поведения в природе, где первым девизом являются слова: «Не хватай!», «Не ломай!», «Не дави!». Дошкольники хорошо усваивают правила и стараются применять их в окружающей жизни. Проявляют сострадание и заботу к растениям, обитателям леса. Осваивая экологические знания, ребёнок узнаёт о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец ребёнок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определённому образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности, утвердится в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с окружающим.

Дать детям экологические знания ещё не достаточно – можно сколько угодно рассказывать ребёнку о бережном отношении к окружающей среде, но если при этом теория не будет подкрепляться практикой, «азбука природы» так и останется для него отдельными фрагментарными представлениями, далёкими от целостного экологического мировоззрения. Экологическая грамотность начинается с любознательного отношения к природе. Дошкольник должен, прежде всего, наблюдать за объектами окружающей среды, исследовать, анализировать, проводить простейшие опыты, посильно заботиться о живых объектах. Не лекции важны для него, а возможность рассмотреть, потрогать, изучить, сравнить, привести в действие. А ещё маленькие дети как никто способны на один удивительный взгляд, за которым мы, взрослые, вероятно, готовы отдать все сокровища мира. Во взгляде этом разлито такое всеобъемлющее счастье, такая безмерная любовь ко всему сущему, на которую способны лишь святые и дети. И тогда все детские глаза кажутся васильково – синими, потому что в них отражается небо. А наши взрослые глаза тогда на миг светлеют, и мы снова ненадолго приобретаем счастливую особенность ребёнка воспринимать и реагировать непосредственно, радоваться и огорчаться мгновенно, любить этот мир просто так, неся его частицу на донышке удивлённо раскрытых глаз.

Наблюдая за рыбками в аквариуме, дети учатся рассматривать, замечать, как рыбы берут корм, как открывают рот, как двигаются, стараются правильно объяснить увиденное, становятся терпеливыми в ожидании своего результата. Задача воспитателя - «подхватить» и развить интерес, способствовать «формированию осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам», развитию эмоционально – чувственного отклика на взаимодействие с природой. Зелёная комната, живой уголок, познавательно – исследовательская лаборатория, экологическая тропа, участки для разведения цветников, летний огород – вот та благоприятная развивающая среда, благодаря которой дошкольники ежедневно приобщаются к труду, наблюдению, экспериментированию. Общение с живой природой даёт большой потенциал для здоровья, что очень важно для детей, ведь положительные эмоции – один из факторов борьбы с любыми заболеваниями.

Живой уголок – это особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Ухаживая за животными и растениями, наблюдая за их жизнью и развитием, ребёнок приучается к трудолюбию и ответственности, сопереживает всему живому. Дети учатся не только наблюдать изменения, но и передавать свои чувства и эмоции, обсуждать свои выводы со взрослыми и вестниками. Правильные формы общения под руководством педагога дети обязательно принесут в семью.

Важную роль в рождении экологического миропонимания у дошкольников является привлечение родителей. Совместные мероприятия в детском саду на экологическую тематик труд родителей и детей по уборке территории детского сада и участка, посадка кустарников, цветов на клубе - всё это формирует экологическое миропонимание у дошкольников, отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

Воспитывать правильное отношение к природе непросто, тем не менее, основы экологии нужно знать любому человеку. И самый благодатный возраст для зарождения экологической культуры – дошкольный, когда формируются основы и личностные качества ребенка (дружелюбие, любовь к родным и близким, стремление стать лучше, готовность поделиться, умение радоваться, замечать хорошее). Существует убеждение, что мастером в своём деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда ты оказываешься, вооружён, как говориться, «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя. Воспитатели часто задают себе вопросы. «Что ты можешь предъявить ребёнку? Заученную тобой чужую цитату, мнение учёного, правило, обведённое в рамочку, опыт коллег – предшественников?»

Предъявить можно себя, своё слово, свой поступок. Всё то, что ты накопил за свою жизнь, что поведал, пережил, чему научился и что без остатка готов отдать. Очень важно не упустить скоротечное время детства. Предоставить все условия для развития познавательного интереса детей к природе и формирования экологически осознанного поведения, закрепить убеждение в том, что каждый человек – это не только уникальная личность, но и часть человечества, носитель индивидуального и коллективного разума.

Составил статью воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

г. Долинск Сахалинской области

Елена Фурсова

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической.

Формирование миропонимания детей через близкие им образы народной культуры. Сценарий праздника «Весна-красна» Сценарий праздника «Весна-красна» для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие музыкально-творческих способностей ребёнка, нравственное,.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Консультация для родителей: «День рождение-только раз в году!» Готовясь к детскому празднику, необходимо помнить, что детский праздник существенно отличается от взрослого. Его основу составляет игра.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Презентация «Методы экологического образования дошкольников» Методы экологического образования дошкольников 1. Понятие и классификация методов экологического образования дошкольников Методы обучения — это.

Цель и задачи экологического образования дошкольников дошкольников 1слайд Тема презентации «Цель и задачи экологического образования дошкольников» 2 слайд Проблема экологического воспитания подрастающего.

Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников «Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников» 1. Введение Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Рождение экологического миропонимания у дошкольников»
Опубликовано: 20 июня 2017 в 03:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Рождение экологического миропонимания у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фурсова (УИ 1202379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД