Галина Русских
Консультация «Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе развитие руки. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений.
Публикация «Консультация „Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И я каждый раз убеждаюсь в том, что, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится всё актуальнее.
Меня особо интересовали затруднения учеников в начале обучения в школе. Наблюдения показали, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо, так как этот вид учебного труда предъявляет к ребёнку значительные требования, выполнить которые не всегда могут даже прилежные и старательные ученики.
Недостатки развития ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в затруднениях динамической организации двигательного акта; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижении двигательной памяти и самоконтроля.
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Постепенно у них выработались некоторые нужные для письма качества движений руки – ритмичность, размеренность, равномерность нажима, регуляция размаха.
Содержание работы.
С самого раннего возраста с детьми систематически провожу игры и упражнения, пальчиковые разминки, сопровождаемые чтением стихов, потешек, которые создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Я заметила, что эти игры помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, заплетать косички, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Развитие ручной умелости в нашей группе осуществляется на разных занятиях – рисовании, лепке, конструировании, специальной графической подготовке. Однако из-за слабого развития мелких мышц руки у детей графические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказывались от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В тетрадях пишут медленно, неуверенно, не на уровне строки.
Я привлекала детей к рисованию пальцами и ладошками; к изготовлению поделок из природного материала. Дети с удовольствием занимались творческой работой. Добилась неплохих результатов. Во время занятий я заметила ловкость детей в обращении с мелкими предметами.
В этом году я продолжила работу в кружке «Умелые руки». Мною составлена программа для детей 6-7 лет.
В дошкольном детстве дети обожают творить и очень любят свои работы – они гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих через длительное время.
Программа раскрывает задачи и содержание творческой работы из природного материала и предполагает использование нетрадиционных форм организации художественной деятельности. Особый акцент программы – творческая деятельность детей, в процессе которой они приобретают навыки и умения в изготовлении поделок, знакомятся с техникой их изготовления.
Работа над поделками требует от ребёнка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении поделки требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определённых навыков развивается и гибкость пальцев, и хватательные умения. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.
На занятиях использую не только природный материал, но и бросовый.
В начале каждого занятия провожу массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. Строю работу, исходя из сезонности, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятие буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.
Занятия проходят в форме игры, через сказку, например, «В гостях у осени», «Встреча с бабушкой Метелицей», «Что рассказала Марьюшка» и т. д. Учу детей делать поделки из семечек овощей и фруктов, составлять мозайку из яичной скорлупы, выкладывать из разной крупы рисунки, узоры. Во время работы с детьми слежу за качеством выполнения заданий, предоставляю детям всё больше самостоятельности и лишь направляю их творческую деятельность – подбирать материал.
На этих занятиях дети научились владеть своими руками, знают названия круп и зернобобовых; умеют самостоятельно делать массаж ладоней с помощью горошины или ореха; придавливать её к столу и вращать каждым пальчиком; могут раскладывать крупу и бобовые в ячейки конфетных коробок, в баночки. Дети быстро определяют пропущенный элемент в цепочке или узоре, выложенный из крупы, семечек, орехов и устанавливать его на место; угадывают на ощупь в каком мешочке лежат семечки, зёрна, крупа, орехи; охотно выкладывают из крупы и семечек различные предметы, цифры, буквы, слова и сами считают зёрна и семечки в выложенных детьми буквах, цифрах.
В этой серии занятий я использовала загадки, чтение стихов, пение песен, слушание музыки, пальчиковые игры «Цветок», «Деревья», «Весёлый оркестр»; игры «Подбери слова», «Расскажем сказку о поделках, которые мы сделали», «Из чего изготовлено» и т. д.
Игры и художественная деятельность полезны детям: происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появился интерес к возможностям своей руки, улучшилась координация кисти руки, а чувство ритма помогает ребёнку придумывать собственные текстовки.
Также в кружке познакомила детей с коллекцией ненужных вещей. Оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность.
При рассматривании этой коллекции я выяснила, что ребята знают названия и назначение некоторых вещей, высказывали свои идеи использования. Во время работы с этим материалом дети запомнили разновидности шпагата, научились делать вазы разных форм. За основу вазы взяли бутылочки и баночки, обматывали шпагатом, плотно располагая витки на клею. Оформили изделие узорами из шпагата, бусинками, декоративной тесьмой.
Дети познакомились с техникой вязания косичек из цветных ниток крючком. Это было самое трудное задание для них, но к концу года все научились вязать. Из вязаных косичек ребята составили свой рисунок на темы: «Попугай», «Цыплёнок», «Цветы», «Пасхальное яйцо», «Парусник»; сделали подставку под горячую кружку чая и украсили её вырезанными из ткани цветами; шкатулку для заколок или мелких предметов; смастерили карандашницу «Колобок». Для изготовления такой карандашницы наклеили косички на картонные круги, которые приклеили на боковые стороны коробки из-под чая, оформили лицо Колобка. Приклеили глазки-пуговки, рот и нос из клеёнки. Карандашница готова!
В этой серии занятий я использовала загадки, стихи, песенки, слушание музыки, пальчиковые игры «Прятки», «Вышли пальчики гулять», «Считаем пальчики», «Прогулка»; игры «Найди ошибки в поведении Хрюши», «Назови свойства материалов», «Где можно применить?», «Сочини сказку про волшебные косички», «Что было – что стало», «Придумай сказку о превращениях вещей».
Дети с удовольствием и с желанием посещают кружок, многому научились: умело действуют пальчиками в обращении с мелкими предметами, создают композиции, панно, мозайку с помощью клея; рассказывают о технике изготовления поделки и сочиняют о ней разные истории; поэтапно планируют деятельность и объясняют свои действия, доводят начатое дело до конца, обогатился словарный запас. Дети проявляют интерес к общению, аргументируют суждения и пользуются формой речи-доказательства.
На индивидуальных занятиях в тетрадях в клетку дети выполняют различные задания: рисуют палочки, дуги, кружочки и т. д., размещая всё это в клеточках.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у ребёнка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма.
Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные занятия художественного труда, пальчиковые игры, упражнения будут способствовать совершенствованию у ребёнка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – т. е. дадут ему всё, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.