Юлия Хлобыстова
Опыт работы «Руководство группой: правила жизни и пространство для игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Учиться разрешать конфликты (1Слайд)
Игра – основа воспитания и обучения в детском саду. Именно в игре дети учатся управлять своими эмоциями и усваивают ценности и нормы, развивая естественные модели поведения. Они знакомятся с ритмами, ритуалами, правилами и хорошими привычками, которые помогают им регулировать свое поведение. Дети учатся многому в отношениях со сверстниками во время совместны игр и ритуалов, когда они помогают друг другу.
Чаще всего дети мирно и спокойно играют друг с другом. Но иногда случаются конфликты. (2 слайд где обижаются)
Публикация «Опыт работы „Руководство группой: правила жизни и пространство для игр“» размещена в разделах
Конфликты позволяют приобретать важный жизненный опыт. В них дети обнаруживают, что они должны учитывать желание других. Дети знакомятся с социальными и моральными правилами и узнают, в каких ситуациях они применяются. Например, что не надо брать без спроса чужие игрушки или что нужно делиться с другими, потому что так сказал педагог. Они учатся преодолевать свои амбиции, становиться ближе друг другу и находить решения которые удовлетворяют обе стороны.
Кроме того, дети учатся у педагогов стратегиям разрешения конфликтов.
При разрешении конфликтов мы стараемся разговаривать с детьми выступать в качестве посредников. Помогаем им понять друг друга, Например: Что бы быстро примерить и научить детей и прощать друг друга, нам помогает милое яркое игрового пособия мирилка. (С коробкой 3 слайд)
Мирилка развивает навыки вербального и невербального общения, помогает сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулирует создание доброжелательной атмосферы в группе. Использование данного игрового пособия рекомендовано в первую очередь детям с такими поведенческими нарушениями как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, страх, неуверенность, трудности во взаимодействии со сверстниками.
Дети просовываю руки в прорези или рукава мирилки и здороваются или мирятся различными способами: пожать руку (как деловые партнеры, хлопнуть ладонью об ладонь товарища (как спортсмены, соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры, прикоснуться только мизинцами, погладить ладонь, прикоснуться подушечками пальцев, сложить «замочек» из рук и др.
Пособия используются и в самостоятельной деятельности детей при разрешении конфликтов с проговариванием любимых стихов — мирилок.
Присоединяясь к конфликту между детьми, педагог взывает к их сильнейшему мотиву – быть вместе друг с другом и предлагает им инструмент, который они смогут и дальше использовать в своих отношениях.
Дисциплина и пространство для детской игры
Педагоги руководят деятельностью детей, обучая их, устанавливая правила и границы, объясняя что – то, поощряя и наказывая. Наиболее часто это происходит в ситуациях, когда нужно ухаживать за детьми, обеспечивать их безопасность, соблюдать режим, социальные и моральные нормы. Чем младше ребенок, тем в большей заботе и защите он нуждается и тем в большей степени зависит от нее. Чем старше ребенок, тем чаще он может самостоятельно или вместе с товарищами по играм создавать свой собственный мир в безопасных рамках, предлагаемых взрослыми. (4,5 Слайд игры детей). Игровое поведение педагогов особенно важно в тех ситуациях, когда они занимают руководящую, лидирующую позицию. Детям необходимо игровое пространство и возможность проявить свою самостоятельность и инициативность, для того присвоить новое содержание и чему – то научиться. Этот процесс анализируется с помощью концепции совместного обучения.
Совместное обучение означает, что ребенок участвует в деятельности взрослого или одного из детей более старшего возраста. Взрослый подает пример и, в случае необходимости, разъясняет ребенку: он будто строит для него строительные леса и предлагает ему подняться по ним вверх. Эта форма обучения встречается очень часто. (6,7 слайд дежурство) Например, когда ребенок помогает наводить порядок, накрывать на стол, ухаживать за садом и животными, кормить малыша, покупать продукты в магазине. Когда ему надо научиться пользоваться инструментами, которыми можно порезаться, например ножницами. ( 8 слайд аппликация). Или во время обучения таким техническим навыкам, как резка, плетение, прокалывание, вязание крючком, завинчивание, строительство или работа с деревом. Здесь идет речь о всех навыках, которые должны отвечать требованиям безопасности, эффективности или социально приемлемого поведения, которые ценятся в человеческом обществе.
Руководство группой: правила жизни и пространство для игр. (9 слайд)
У детей иное восприятие времени, чем у взрослых. Они с трудом представляют, что произойдет или что уже произошло, они живут только в настоящем. Это следует учитывать в педагогической работе. Находясь в течении дня в детском учреждении, ребенок проживает вереницу событий, в котором ему трудно обнаружить порядок или структуру. Ритмы, процедуры и ритуалы, проводящие в детском саду позволяют детям выделять структуру. Дети находят опору в естественном ритме дня, который возникает благодаря регулярным событиям. Например: придумать название разных дней для детей – сегодня «День детей» (т. е. день, когда дети идут в детский сад) или завтра «День воспитательницы Анна Владимировны».
Ритуалы и пространство для игр.
Дети изобретают свои собственные ритуалы, связанные с режимом дня и ежедневными мероприятиями. Так, перед обеденным приемом пищи мы с детьми придумали ритуал чтение книг. (10 слайд читают книгу)
Благодаря придуманному самими детьми ритуалу рутинная процедура приобретает характер игры.
Мы стараемся выбирать ежедневные практичные и гибкие ритуалы, которые приносят детям радость. Например: Приветствие по утрам, стихотворение: Здравствуй друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо! (11 слайд Приветствие)
«День рождения» (12 слайд)
Празднование Дня рождения развивает способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. С детьми проводится традиционная хороводная игра «Каравай»; поются величальные песенки для мальчика или для девочки.
Особый ритуал перед сном. Мы хотим использовать музыкальное сопровождение, включая спокойную музыку, под которую дети будут раздеватся, проходить в спальную комнату и укладыватся в кроватки.
Также при пробуждении детей после дневного сна мы используем тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Услышав звучание привычной музыки, детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Ритуалы прощаний мы хотим использовать для создания положительного эмоционального настроя в конце дня,это завершение определенного вида деятельности, но не общения. Например: Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Ритуалы, процедуры, игры и песни помогают создать у детей и педагогов чувство общности, атмосферу единения.
Дети учатся играть и общаться друг с другом, подражая и повторяя, создавая свои собственные игровые формы и шутки во время ритуалов рутинных процедур. Юмор, игра и песни помогают детям принять правила и обязательные режимные моменты и быть открытыми для восприятия того, что могут предложить им другие дети.
Универсальность в руководстве совместными играми и обучения детей
( 13 Слайд игры с педагогами)
Руководство детьми требует от педагогов гибкости и способности к импровизации. Иногда их задача состоит в том, чтобы быть в нужном месте, обеспечить спокойную обстановку, чтобы дети могли сосредоточиться на игре и не отвлекаться на вопросы и замечания. Иногда же лучше открыто руководить и устанавливать ограничения. А иногда нужно присоединится к детской игре. «Когда педагогу следует быть более активным при работе с детьми, а когда – отойти на второй план?» - это один из самых сложных вопросов в работе с маленькими детьми. И этого никогда нельзя знать заранее. Невозможно стать хорошим педагогом без практики и ошибок, юмора и обучения. Не только дети, но и педагоги должны уметь играть.
14Слайд заключительный